Наверх

Уличный музыкант: «Эта культура должна жить и будет, не стоит вести с ней борьбу»

23 июня 2018

Александру Жилачу почти тридцать. Уже более 7 лет он выходит на улицу, чтобы играть на саксофоне. И это не хобби, не развлечение – это хлеб музыканта, в арсенале которого более 200 композиций. А еще 6 часов рабочего времени ежедневно в любую погоду.

Яблоки, конфеты, объятия

Впервые я услышала Александра однажды утром, по дороге на работу. Звуки саксофона под современный бит-бокс вначале заставили меня остановиться и прислушаться, потом – подойти поближе и познакомиться с исполнителем. Побеседовать музыкант согласился легко.

Оказалось, он давно влюблен в музыку и слушал буквально все – от классики до тяжелого рока. А вот играть не умел.

– Однажды сидели с другом в машине, за окнами хлопьями падал снег, а на фоне звучала «The shadow of your smile» Джерри Маллигана, – вспоминает собеседник. – И в тот момент я твердо решил: надо «осваивать» саксофон. Новый инструмент стоил дорого, поэтому, собрав 500 долларов, купил бэушный. Каждый день бежал с работы домой, чтобы успеть позаниматься до вечера.

Выйти на улицу в первый раз Александр отважился только с другом. Признается, что было немного стыдно за качество исполнения, поэтому играли в черных очках. Да и место выбрали на тот момент темное и безлюдное – подземный переход между станциями метро «Фрунзенская» и «Молодежная».

– Это теперь я играю, где нравится, – замечает музыкант. – Обращаю внимание на акустику и фидбэк от людей. И речь не столько о деньгах, сколько о реакции на музыку: кто-то достанет кошелек, кто-то ограничится улыбкой. Случается, человек проходит мимо, а через пару минут возвращается уже с двумя чашками кофе, предлагает немного отдохнуть, поболтать и согреться, если холодно. Несколько раз мне предлагали яблоко, конфеты и много раз – обнимали.

Ни оклада, ни отпуска

Хорошего в таком деле, несомненно, больше, но и «грязи» хватает: прохожие не раз хамили Александру, бросали окурки в чехол. Приходилось «уклоняться» и от навязчивого внимания нетрезвых людей, которые настойчиво просили исполнить «Мурку», и даже быть свидетелем драк.

– Представляете, играл однажды «Аллилуйя» Джеффа Бакли, и на таком лирическом музыкальном фоне рядом происходила потасовка, – улыбается парень.

А вот с милицией, как могло бы показаться многим, проблем ни разу не было.

– Пару раз у меня проверяли документы, просили уйти, и я не перечил, просто собирал вещи и отправлялся в другое место. Ничего страшного в этом не видел, – признается музыкант.

Кому-то такой способ заработка может показаться странным – ни оплачиваемых больничных и отпуска, ни стабильного оклада. Но у уличного музыканта другой взгляд на эти вещи. На жизнь, говорит Александр, ему хватает: он не курит, не пьет, одежду покупает в «секондах» и только по мере необходимости. А вот на что не жалеет средств, так это на путешествия. Имея сотню долларов в кармане, паспорт и сменную одежду, он объездил полмира – был в Испании, Польше, Литве, Германии, России, Грузии, Индии, Кубе… Жил на то, что собирал, играя. Ночевал в хостелах, а когда денег не хватало – на улице. За выступления в неположенном месте парню тоже доставалось – чаще, правда, все заканчивалось предупреждением и профилактической беседой, только вот в Амстердаме «влетел» на штраф в 180 евро.

– Уличная культура должна жить и будет, не стоит с ней вести борьбу, – рассуждает Александр. – Отлично, что власти Минска уже благосклонно относятся к музыкантам. Но сегодня мы сталкиваемся с другими трудностями. Все больше белорусов ходит в наушниках, уставившись в телефон и не замечая ничего вокруг. Многие хранят деньги на карточке, и даже если хотят, не имеют возможности кинуть монетку.

Однако все эти причины для Александра не повод оставить улицу. И выступать он планирует еще долго. Вот и сейчас, мы прощаемся, а новый знакомый прикидывает: пойти в сторону вокзала или Немиги – настало его время играть.

«Пешеходка» в помощь

– Сегодня у каждого есть бесплатная и абсолютно законная возможность продемонстрировать свой талант на публике, – комментирует заместитель начальника управления культуры Мингорисполкома Александр Шестаков. – В прошлом году, к примеру, в столице стартовал музыкальный проект «Пешеходка». По итогам фестиваля «Место под солнцем» профессиональное жюри выдало более 100 разрешений исполнителям на выступления на определенных площадках города в течение года. В 2018-м правила проекта не изменились, а вот количество желающих принять в нем участие достигло 400.

Замначальника управления подчеркнул: получить возможность спеть и сыграть на улице или в подземном переходе несложно. Для этого достаточно зайти на сайт «Пешеходка.бел» и заполнить анкету. Потом артиста или творческий коллектив прослушают эксперты, они оценят уровень мастерства и репертуар. Музыканту останется только забронировать место для выступления – одну из 16 площадок. Делается это для того, чтобы исполнители не мешали друг другу.

– Новшество нынешнего сезона – «Пешеходка kids», – отмечает Александр Шестаков. – Мы хотим привлечь к музыке юных исполнителей. Их выступления будут проходить по субботам в дневное время в «Каретном дворике».

А как у них?

* Музыканты Мюнхена, желающие играть на пешеходных зонах, должны пройти кастинг. Ежедневно в мэрии выдают по 10 лицензий для утренних и вечерних выступлений. Впрочем, не бесплатно – артисты должны заплатить.

* Кастинг должны пройти и московские уличные музыканты. Места для выступления определены городскими властями.

* В Вене желающим делиться своим творчеством кастинги проходить не нужно, а вот заплатить за место придется. Где, когда и сколько времени будет длиться выступление, решает магистрат.

* Музыканты Нью-Йорка могут претендовать на одно из 30 мест в метрополитене. Для этого раз в год транспортное управление проводит кастинг.

* В Лондоне и Мадриде музыканты тоже должны получить лицензию для выступления.

Юлия КУЛИК

Фото Виталия ГИЛЯ

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
25 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024
Все новости