Уровень производственного травматизма снизился, а количество первичек увеличилось. В чем еще БелПрофТранс преуспел в 2022 году
Создание первичек, зарплата тружеников, правовая работа и охрана труда – эти и другие вопросы обсудили на V пленуме Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций, где подводили итоги работы в 2022 году и наметили планы на 2023-й.
Участие в мероприятии приняли секретарь ФПБ по международной работе Анна Варфоломеева, замначальника главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Григорий Глазко и руководители предприятий.
Белорусский профсоюз работников транспорта и коммуникаций объединяет 1082 первички. В его состав входят 197 тыс. 383 члена профсоюза. В 2022 году были созданы 72 новых профорганизации (большинство – в Витебской, Минской и Могилевской областях) с общей численностью более 1200 человек. Работа по расширению профсоюзного членства продолжается и в нынешнем году – за январь-февраль уже создано 7 первичек.
Как рассказал председатель БелПрофТранс Николай Матюк, в 2022 году санкционная политика Евросоюза влияла на работу транспортного комплекса, железной дороги и авиационной отрасли, но предприятиям удалось выстоять. Обеспокоенность профсоюза сегодня вызывает дорожная отрасль.
– Из-за значительного снижения объемов работы в прошлом году в режиме простоя находились порядка 9 тыс. работников, в режиме неполной занятости трудились около 10 тыс. человек, отпуска без сохранения зарплаты по инициативе нанимателя предоставили 1 тыс. 500 членам профсоюза, – рассказал Николай Матюк.
Профсоюз постоянно мониторит уровень зарплаты на предприятиях отрасли и принимает меры по недопущению его снижения. В частности, ведется работа по увеличению удельного веса тарифной части (в том числе путем включения таких положений в коллективные договоры организаций). В целом номинальная начисленная среднемесячная зарплата в транспортной отрасли за 2022 год составила 1 тыс. 602 рубля.
На особом контроле профсоюза находится вопрос своевременного расчета с работниками. В прошлом году мониторингом было выявлено 5 фактов нарушения нанимателями установленных сроков. На данный момент задолженность уже погашена. Николай Матюк привел еще один пример: в январе Завод коммунальной техники в г. Дрогичин задержал выплату зарплаты для 50 человек на сумму 40 тыс. 300 рублей. Совместно с руководством завода профсоюз занимался этой проблемой, сейчас все деньги работникам выплачены.
Всего в 2022 году правовые инспекторы труда отраслевого профсоюза дали более 500 консультаций работникам. В рамках профсоюзного общественного контроля было выявлено более 1 тыс. нарушений законодательства о труде. Правовыми инспекторами труда составлено 47 процессуальных документов. Они участвовали в 9 судебных разбирательствах, 15 споров было решено в досудебном порядке.
За прошедший год технические инспекторы труда провели 965 проверок и мониторингов, в результате которых выявлено 5 тыс. 342 нарушения законодательства об охране труда.
На предприятиях транспортного комплекса страны и железной дороге установилась положительная динамика снижения производственного травматизма, а в авиационной отрасли второй год случаев травматизма на рабочем месте не выявлено.
Вероника СОЛОВЕЙ
Фото предоставлено Белорусским профсоюзом работников транспорта и коммуникаций