Наверх

Утерянная пенсия, найдись!

30 сентября 2019

В итоге женщина потеряла не только приличную сумму денег, но и свое здоровье. Восстановить справедливость помогли в Брестской областной организации профсоюза работников АПК.

Стаж-«потеряшка»

Ирина с 22 лет работает дояркой на ферме. Говорит, что никогда не хотела уехать в город, чтобы найти занятие полегче.

– Начинала свой трудовой путь я в колхозе «Россия» Ганцевичского района. С появлением дочери и сына работать стало сложнее, ведь в день по три дойки, и дети оставались одни. Я переживала, но работу не бросила, – признается героиня материала.

В 2014 году у Швайко набралось 20 лет стажа в особых условиях труда, и она обратилась к нанимателю за назначением пенсии, поскольку знала, что по закону имеет такое право. Действительно, 20 лет нелегкого труда – основание для того, чтобы уйти на заслуженный отдых на 5 лет раньше, но есть один нюанс – выполнение норм обслуживания. То есть доярка должна «обслужить» за указанный период времени определенное количество коров, и данный факт необходимо подтвердить документально. Последний момент, разумеется, является обязанностью служб нанимателя, однако в описываемой ситуации случились сбои.

Колхоз «Россия» в 2003 году был преобразован в СПК «Денисковичи», а затем, в результате реорганизации, – присоединен к Ганцевичскому райагросервису. 16 лет назад в трудовой книжке Швайко появилось новое название ее профессии – «оператор машинного доения». Сути это не изменило, но, как оказалось, наниматель утерял документы, подтверждающие и стаж работы, и фактическую норму обслуживания скота.

– В итоге и в райагросервисе, и в комиссии по назначению пенсий Ганцевичского райисполкома мне отказали в пенсии по возрасту с особыми условиями труда, – сокрушается Ирина.

«Е» – значит есть

И начались хождения по мукам. Женщина выяснила, что из-за отсутствия необходимых документов ей не засчитали в трудовой стаж работу с 1 января 1991 года по 31 декабря 2002-го. Период с 2003 года по 2008-й вошел не в полном объеме – по той же причине. Потом изменилось законодательство, и полный стаж работы засчитывался лишь в том случае, если предприятие выплачивало взносы на профессиональное пенсионное страхование в Фонд социальной защиты населения. В итоге получилось, что за период с 2009 года по 2018-й стаж Швайко насчитывает всего 7 лет и 5 месяцев.

– В общем, работала я, работала, а как пришла пенсия, оказалось, что трудилась спустя рукава, – рассуждает Ирина. – Вместо положенных 20 лет стажа у меня набралось 11 лет 1 месяц и 15 дней. В родной организации мне указывали на дверь, дескать, не ходи, все равно ничего не добьешься. Документов нет – не будет и пенсии. Знакомые предлагали ссылаться на пункт «е» статьи 12 Закона «О пенсионном обеспечении». Я не юрист, но поняла одно: тот пункт «е» для меня значит «есть». И решила добиться справедливости.

Своевременно на глаза попалось объявление о проведении профсоюзного приема граждан по вопросам трудового законодательства. Ирину Швайко выслушали и передали обращение в Брестский обком профсоюза работников АПК. За дело взялась главный правовой инспектор труда Алина Гумен.

На стороне истицы

Как отмечает профсоюзный юрист, в соответствии со ст.79 Закона «О пенсионном обеспечении» работодатели несут материальную ответственность за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и расчета пенсии.

– Работнице не была назначена льготная пенсия по причине бездействия специалистов как райагросервиса, так и присоединенного к нему хозяйства, – прокомментировала Алина Гумен. – В ходе судебных слушаний выявлен ряд нарушений в части организации работы по подготовке документов к назначению пенсии: не был назначен сотрудник, ответственный за подготовку пенсионных документов и своевременное представление их в управление по труду, занятости и соцзащите; отсутствовали уведомление о приобретении права на пенсию, сведения о регистрации заявлений от работников и другое. Все это привело в итоге к нарушению пенсионного законодательства в отношении Ирины Швайко.

Суд первой инстанции незаконно отказал во взыскании неполученной пенсии за период с июня 2014 года по октябрь 2018-го. Брестский областной суд разобрался во всем детально и принял сторону бывшей работницы Ганцевичского райагросервиса. В ее пользу решено взыскать всю сумму пенсии, не полученной за 5 лет. Правда, женщине еще предстоит добиться исполнения решения суда.

Галина СТРОЦКАЯ

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
18 апреля 2024 17 апреля 2024 16 апреля 2024
Все новости