Увольняется молодой специалист: «И коллектив хороший, и профсоюз помогает, но…»
ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» в г.п. Болбасово, что в 17 км от районного центра, недавно отметил 75-летие со дня основания. Предприятию есть, чем гордиться, отличные условия – только работай!
Встретив корреспондента «БелЧаса», председатель профкома Галина Денисова сразу же предложила показать завод. Никогда не видела одновременно столько вертолетов? Одни уже ремонтируются, другие – ждут своей очереди. Масштабы впечатляют, однако с неба на землю меня спустила молодая работница, которая подошла к профлидеру с обходным листом. На мой вопрос: почему? Получила следующий ответ: «Два с половиной года была комплектовщиком авиационной техники. И коллектив хороший, и условия для молодежи созданы, и профсоюз много делает для организации досуга, но… Дело не в предприятии, а в местности, где оно находится. Небольшой поселок, здесь даже погулять негде».
Закрепление молодых кадров на заводе – головная боль и руководства, и профсоюза. Хотя бонусов, предусмотренных колдоговором, предостаточно. Молодым специалистам, прибывшим по распределению, на время испытательного срока устанавливаются тарифные оклады в размере 50% от максимального по соответствующей должности. Выдержал «испытание»? Тогда постоянный тарифный оклад – до 70% от максимального по той же должности. Зарплата всегда в срок, средняя – одна из самых высоких среди оршанских предприятий. Есть два общежития: одно уже после реконструкции – уютное и комфортное, второе в скором времени приобретет еще более современный и благоустроенный вид. Наниматель компенсирует молодым специалистам половину расходов по проживанию. Условия труда и быта тоже на высоте. Уютная столовая, где можно пообедать за небольшую плату (20–30 тыс. неденоминированных рублей) плюс комнаты приема пищи с необходимым оборудованием. Обеспечено медицинское обслуживание работников, добровольное дополнительное пенсионное страхование за счет средств предприятия. С 1 января этого года в колдоговор впервые внесли дополнение по выплате на оздоровление при предоставлении трудового отпуска. Наконец, организация профсоюзом досуга. Это проведение спортивных соревнований внутри коллектива, участие в районных спартакиадах и турнирах (причем победители премируются за счет профбюджета), экскурсионные поездки, посещение музыкальных фестивалей, концертов… Зимой профсоюз арендует дорожки в плавательных бассейнах Орши и Александрии, спортзал в местной школе. Оба инвестора – ОАО «Мотор Сич» (Украина) и ЗАО «Системы инноваций и инвестиций» (Беларусь) – поддерживают авиаремонтников в их начинаниях.
В общем, только работай. Тем более заказов по ремонту вертолетов – полный портфель. Как от основного заказчика и главного украинского акционера, так и от других партнеров, в том числе из Южной Америки и Африки. К слову, сегодня выездные бригады специалистов занимаются ремонтом четырех Ми-8 в Венесуэле. В планах – организация собственного производства запасных частей для авиатехники, в связи с чем будет расширяться механический цех. А значит, без профессионалов не обойтись.
Авиационные специалисты – это «штучные кадры». Нужен солидный трудовой стаж, чтобы стать настоящим профи. Как рассказал заместитель генерального директора по идеологии и социально-бытовым вопросам Василий Чиркунов, за 12 лет его работы на предприятии было принято около 100 выпускников вузов и ссузов, в том числе авиационных, из них сегодня не осталось и 10 человек.
– Мы вынуждены более 200 человек возить из Орши и Барани, а это затратно, – рассуждает Василий Иванович. – И в основном молодежь. Искать кадры среди местных выпускников школы? В этом учебном году 11 классов окончили 5 человек… Иногородних молодых специалистов обеспечиваем общежитием. В идеале, чтобы закрепить их на заводе, надо предоставить квартиру. По этому поводу мы не раз обращались в самые высокие инстанции, ходатайствовали о строительстве за счет бюджетных средств двух арендных 40-квартирных домов, в том числе одного – только для авиаремотников. В итоге благодаря поддержке Оршанского райисполкома и Витебского облисполкома, готовится к сдаче 60-квартирный жилой дом, где смогут улучшить жилищные условия наши работники, которые состояли на учете 10 и более лет.
По словам председателя Болбасовского поселкового исполкома Глеба Гуленкова, программа социально-экономического развития поселка на 2012–2016 годы предусматривала возведение 4 многоквартирных жилых домов и коттеджную застройку. Удалось построить только два дома. Как заметил Глеб Леонидович, в новостройке есть возможность выделить квартиры для молодых работников авиаремонтного завода в пределах установленных законодательством норм.
– Конечно, нашему поселку, где проживает менее 4000 человек, трудно соревноваться даже с райцентром, – говорит он. – Средств в бюджете на все не хватает. Спасибо руководству предприятия, выделяют деньги на ремонт школы, детсада, Дома культуры, стадиона и других объектов. Но по условиям акционирования главный акционер до 1 января 2017 года обязался внести 20 млрд неденоминированных рублей на создание социальной инфраструктуры поселка. Пока из этой суммы мы получили только четверть.
…У самих авиаремонтников разные мнения, почему многие молодые кадры не закрепляются на предприятии. Чаще всего причина в отсутствии перспективы обеспечить семью жильем и трудности с организацией быта и досуга в г.п. Болбасово. Но есть те, кто остается. Пусть и меньшинство. Как сказала экономист по банковскому делу, ныне мастер участка внутреннего оборудования и остекления вертолетов Анастасия Бобкова: «Авиация затягивает». Таких, кого она «затянула», более 700 человек. И будет больше. Почему-то я в этом не сомневаюсь.
Еженедельник «Беларускі час»