В беде не бросят: профсоюзы помогают молодому инвалиду восстановиться на работе
Гомельчанин Григорий Дмитриев (имя и фамилия изменены по этическим причинам. – Прим. авт.) стал безработным почти три месяца назад. Найти новую работу ему пока не удается, ведь он… инвалид III группы. Как такое произошло?
Беда не ходит одна
Григорий работал в филиале «Строительно-монтажный поезд № 354 на станции Гомель» ОАО «Дорстроймонтажтрест». В 2011 году наниматель заключил с ним контракт на максимальный срок – 5 лет (на протяжении предыдущих пяти лет молодой человек хорошо трудился, ни разу не привлекался к дисциплинарной ответственности). Но в сентябре того же года случилась беда: Дмитриев получил тяжелую производственную травму, выполняя демонтажные работы, – на него обрушилась стенная перегородка.
Несчастный случай детально расследовали, вины Григория в произошедшем не умотрели, а вот потеря здоровья у него оказалась существенной. Лечиться пришлось долго, периодически – в стационаре. В 2012 году по заключению МРЭК Григорию установили степень утраты трудоспособности в размере 24%, в результате последующих переосвидетельствований она составила 20% (в 2013 году) и 15% (в 2015-м).
Однако беда, как говорят, не ходит одна. В августе прошлого года во время госпитализации у Дмитриева случился инфаркт головного мозга. Находясь на больничном, он получил предупреждение от нанимателя о прекращении с ним трудовых отношений в связи с истечением максимального срока действия контракта. И только после вмешательства профсоюзов, к которым Григорий обратился за помощью, был заключен новый контракт: вначале сроком на 1 год, потом – на 5 лет (после того, как профсоюзы выдали нанимателю представление об устранении нарушений законодательства о труде). Справедливость, казалось бы, восторжествовала. Но…
Мужчина тяжело переживал ситуацию, понимая, что стал более уязвимым. Травма мешала полноценно трудиться: нужно было продолжать реабилитацию, что предполагает периодическое отсутствие на работе. А какому нанимателю понравится такой работник?
Вакансий нет
Очередное переосвидетельствование состоялось в июле этого года. МРЭК установил Григорию утрату трудоспособности по причине производственной травмы в размере 10%, а уже в августе Дмитриев получил III группу инвалидности (пока только на год) с такой же степенью утраты трудоспособности. И профессия столяра стала для него недоступной; противопоказаны также тяжелые, опасные условия труда, работа на высоте, ночные смены.
Молодой человек надеялся, что наниматель пойдет навстречу и предложит легкий труд. Ожидая решения руководства, взял трудовой отпуск на 10 дней, а когда вышел на работу, узнал, что отстранен и в ближайшее время будет уволен. При этом приказа об отстранении от работы Григорий не видел. Через 2 дня его уведомили (хотя МРЭК направил на трудовую реабилитацию по месту работы): в филиале нет вакантных рабочих мест, которые он мог бы занять с учетом медицинских противопоказаний. 30 августа Дмитриев уже получил на руки трудовую книжку с записью об увольнении по п.2 ст.42 Трудового кодекса (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы).
Обидно было до слез, ведь остался без средств к существованию, а в семье шестилетний ребенок, у супруги зарплата маленькая, пенсия по инвалидности – мизерная…
За защитой – в профсоюз
В феврале и мае 2017 года Дмитриев обращался к руководству предприятия с просьбой о произведении единовременной выплаты в порядке компенсации материального и морального вреда (это, заметим, предусмотрено колдоговором организации). Однако начальник поезда и гендиректор ОАО «Дорстроймонтажтрест» ответили подчиненному письменным отказом. Дело в том, что наниматель не выполнил свои обязательства в отношении работника еще в 2012 году, получив медицинские документы, подтверждающие потерю трудоспособности Григория в размере 24% в результате произошедшего несчастного случая на производстве. Профсоюзные юристы Республиканского комитета профсоюза работников транспорта и коммуникаций и Гомельского областного объединения профсоюзов дали Дмитриеву надежду, сообщив, что он имеет право на дополнительную компенсацию причиненного ему вреда, повлекшего трудовое увечье. Причем закон гласит: указанные гарантии наниматель должен обеспечить потерпевшему независимо от получения им страховых выплат.
В сентябре нынешнего года Григорий обратился в комиссию по трудовым спорам предприятия, откуда был уволен, с заявлением о выплате единовременной компенсации с приложением всех необходимых медицинских заключений, но и там получил отрицательный ответ.
Тогда за защитой своих прав он вновь отправился в профсоюз. Специалисты РК профсоюза работников транспорта и коммуникаций помогли Дмитриеву составить исковое заявление о выплате единовременной компенсации материального и морального вреда в связи с полученным увечьем, а Гомельского областного объединения профсоюзов – иск о восстановлении на работе и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула.
Судебные заседания по заявлениям Григория Дмитриева уже состоялись. Суд Центрального района Гомеля удовлетворил его требования – нанимателю предписано выплатить бывшему работнику 4665 рублей единовременной компенсации. А вот суд Советского района Гомеля, к сожалению, иск о восстановлении на работе не удовлетворил.
Профсоюзные юристы уже готовят кассационную жалобу по второму решению в областной суд. А 36-летнему Григорию ничего не остается, как собирать документы для постановки на учет в центре занятости…
Мы будем следить за дальнейшим развитием событий.
Владимир ГАВРИЛОВИЧ