В Брагине руководство одной из строительных организаций сократило работницу, проходившую стационарное лечение
С помощью профсоюза справедливость удалось восстановить.
В унитарное предприятие «Брагинская ПМК № 91» ОАО «Полесьестрой» Гомельской области Валентина Светоч (имя и фамилия изменены по этическим соображениям. – Прим. авт.) пришла молодым специалистом и более 22 лет работала ведущим инженером отдела труда и заработной платы. Работу свою любила, к расчетам всегда подходила ответственно. За это ее ценили в коллективе, отмечали руководство и профсоюзный комитет.
В 1986 году Брагин сильно пострадал в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Механизированная колонна участвовала в ликвидации последствий трагедии. Люди работали на территории своего района, возводили и ремонтировали строительные объекты у соседей. Безусловно, сложные в экономическом плане периоды случались, но работники держались за свою организацию как за соломинку: где же еще им трудиться в небольшом поселке?
Однако в октябре 2015 года грянула реорганизация: ввиду убыточности местной ПМК руководство «Полесьестроя» приняло решение присоединить организацию к более сильной в ресурсном плане и динамично развивающейся Калинковичской ПМК № 101. Работники понимали, что рано или поздно это должно было произойти, ведь в строительстве без новых методов и профессиональных кадров невозможно конкурировать на рынке труда. И кто-то ушел на пенсию, кто-то уволился сам, не дожидаясь изменений, а Светоч была переведена на аналогичную должность (ведущего инженера отдела труда и зарплаты) в Калинковичскую ПМК. В ноябре ей предоставили трудовой отпуск до 3 декабря. Однако выйти на работу после его окончания женщине так и не пришлось: она внезапно попала в больницу. Выписавшись, передала в бухгалтерию больничный листок и заявление на имя руководства с просьбой продлить отпуск из-за болезни. Но болезнь не отпустила, и 2 декабря Светоч вновь оказалась в больничном учреждении, прошла курс лечения и выписалась только через неделю.
И как же она удивилась, узнав, что 8 декабря ее уволили в связи с сокращением. Наша героиня испытала сильный стресс. Выписавшись, сразу направилась в соседний райцентр. Однако руководство отказало ей в восстановлении на работе, сказав прямо: «Cпециалист вы хороший, но в Брагине нам такой работник не нужен; если хотите, переезжайте в Калинковичи». От обиды хотелось плакать. В новый профком (а профорганизация Калинковичской ПМК состоит на учете в другом отраслевом профсоюзе) обратиться не решилась. В поддержке не отказали в Гомельском обкоме профсоюза работников строительства и промстройматериалов.
– Безусловно, увольнение было незаконным. Новый наниматель проигнорировал то обстоятельство, что работник во время трудового отпуска лечился в стационаре, – комментирует ситуацию главный правовой инспектор труда Надежда Шумак. – Наниматель нарушил статью 171 Трудового кодекса (ТК), не продлив отпуск на количество дней временной нетрудоспособности. Кроме того, работника уволили в сложный для него жизненный период по п.1 ст.42 ТК в связи с сокращением в нарушение части 2 статьи 43 Трудового кодекса.
Профсоюзный юрист помогла Валентине составить исковое заявление в суд Калинковичского района о восстановлении на работе и оплате за время вынужденного прогула, а затем оказывала практическую юридическую помощь.
Дело рассматривалось в течение двух месяцев, состоялось четыре судебных заседания. У Валентины периодически возникали проблемы со здоровьем, да и путь из Брагина в Калинковичи неблизкий. Правда, для себя она приняла решение: даже если суд восстановит в должности, работать с людьми, которые так поступили с ней, она не сможет. Но на одном из заседаний наниматель предложил заменить восстановление денежной компенсацией в размере 40 млн. рублей. Безусловно, выиграв суд, женщина получила бы значительно больше, но, устав от судебных тяжб, она вынуждена была согласиться.
Валентина Светоч призналась: если бы не помощь профсоюза, она бы не смогла доказать свою правоту и вернуть в отношении себя законность и справедливость.
Еженедельник «Беларускі Час»