Наверх

В профессию через экскурсию: как работает центр профориентации детей и подростков

05 марта 2018

Выбор профессии – это один из самых важных шагов из юности во взрослую жизнь. Однако сделать правильный шаг бывает очень не просто. Старшеклассники в основном руководствуются собственными, зачастую приукрашенными представлениями о будущей профессии или просто соглашаются с рекомендациями своих родителей. В итоге каждый третий выпускник вуза в нашей стране не работает по своей специальности. А тот, кто остается в профессии, часто испытывает чувство неудовлетворения от работы и сожалеет о сделанном выборе. 

На рынке труда нужны не только айтишники и блогеры

Сейчас во всех школах без исключения психологи и социальные работники проводят обязательные профессиональные тестирования, чтобы направить старшеклассников в нужное русло. Однако, судя по отзывам учеников и их родителей, практической пользы от этого немного.

«Дело в том, что в школах тесты определяют лишь области, в которых потенциально может состояться ребенок: «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа» или «человек-знаковая система»… При этом полной информации о тенденциях на рынке труда, потребностях в тех или иных специалистах он не получает. Даже выбрав конкретное направление, школьник чаще всего не владеет необходимыми знаниями о содержании, плюсах и минусах будущей профессии. И не представляет, с чем может столкнуться в трудовой деятельности», – уверена руководитель экскурсионно-образовательного центра «Скороход» Елена Ходарик.

По ее наблюдению, на выбор подростков сильно влияют модные веяния, а также пример родителей, знакомых.

«Раньше все стремились в юристы и экономисты, сейчас — в айтишники. Еще молодые люди хотят быть блогерами, фотографами и артистами. Этот интерес оправдан – профессии на слуху. Однако в мире много и других не менее интересных и важных видов деятельности. Поэтому задача взрослых, отталкиваясь от желаний, способностей и состояния здоровья ребенка, рассказать ему обо всех возможностях.

 «Примеряем» профессию на себя

Бывший педагог английского языка Елена Ходарик  в юности, так же как и многие, столкнулась с трудностями выбора своей будущей профессии. В Лингвистический университет ее привели родители, хотя сама Елена не была уверена в правильности их решения.

«Тогда больше всего на свете я мечтала получить в подарок книгу, где были бы подробно описаны все существующие профессии, – вспоминает Елена. – А когда сама стала мамой, загорелась идеей создать проект, который смог бы стать для подрастающего поколения своеобразным путеводителем во взрослую трудовую жизнь».

Именно так в сентябре 2017 года в Минске появился экскурсионно-образовательный центр «Скороход». Здесь ребята знакомятся с конкретными профессиями, узнают об  их особенностях и, практикуясь, «примеряют» ее на себя. 

 «Мы работаем с детьми разных возрастов и социальных групп. А один раз в месяц обязательно проводим экскурсии для детей из приютов», – говорит Елена.

По ее словам, в качестве героев-профессионалов на занятия они приглашают успешных и целеустремленных людей, которые могут не только поделиться своим опытом, но и зарядить детей энергией.

«Для нас важно вдохновить подрастающее поколение на действия, показать, что в жизни возможно всё», – объясняет Елена.

На сегодняшний день образовательный центр проводит экскурсии в профессии флориста, пожарного-спасателя, стоматолога, шоколатье, кондитера, бариста и артиста цирка. Однако организаторы проекта обещают, что этот перечень обязательно расширится.

«Интерес у детей есть. Например, на сегодняшнее занятие по профессии бариста группа была набрана всего за один день», – отметила Елена.

От теории до практики

Погружение в любую профессию в образовательном центре начинается с теории.

Например, будущим бариста сначала рассказывают обо всех существующих сортах кофе, местах их произрастания, технологиях сбора и обжарки зерен. Затем учат  разбираться в их качестве, тонкостях хранения и приготовления кофе.

«Обучение построено в очень динамичной форме. Дети не приемлют голые факты, поэтому всю информацию мы поддерживаем иллюстрациями, устраиваем викторины, много дегустируем», – говорит кофе-тренер, основатель и руководитель школы barista.by Юрий Стальмахов.

К слову, его 12-летний сын Герман с будущей профессией уже определился. Он точно знает, что хочет стать асом в работе с кофе: мечтает получить титул лучшего на мировом чемпионате бариста и грезит о собственной уютной кофейне.

«Интерес к профессии у Германа появился не так давно – после участия в подобных курсах для детей. Сейчас же за его плечами уже несколько полноценных тренингов от лучших специалистов в области кофеварения, а также внушительный практический опыт», – с гордостью говорит о достижениях сына Юрий.

Вот и сегодня Герман не остался дома, а пришел помогать отцу и делится своими знаниями с новичками.

«Следите за давлением в кофемашине… Не перегревайте молоко для капучино… Обязательно соблюдайте технику безопасности», – во время практических занятий Герман дает ученикам практические советы.

Так, под руководством отца и сына уже через несколько часов занятий ребята сами варили кофе для своих родителей, а также пробовали себя в рисовании молочной пенкой.

«Мы не знаем, захочет кто-то из них связать свою жизнь с профессией бариста или выберет что-то другое. Однако уверены наверняка: в повседневной жизни сегодняшний опыт им обязательно пригодится», – сказала в конце занятий Елена Ходарик.

Виктория ЯКИМОВА

Фото автора

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
20 апреля 2024 19 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024
Все новости