В репертуаре Большого театра оперы и балета Беларуси – 10 спектаклей-«долгожителей»
Три оперы и семь балетов не сходят с театральных афиш на протяжении 30–40 лет. Сегодня портал 1prof.by рассказывает о костюмах к легендарным постановкам, которые и сами являются легендой.
Самая старая сохранившаяся в репертуаре опера – «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини 1953 года в постановке режиссера Олега Моралева.
Все костюмы к спектаклю были расписаны красками вручную: на специальные рамки художники натягивали ткань и наносили рисунок. Их не стирают – боятся, что рисунок станет нечетким и цвета смешаются либо вообще исчезнут.
– Сейчас практически никто не расписывает костюмы ручным способом. Это не связано с отсутствием мастеров. Все стало гораздо проще: художник берет необходимый трафарет и с помощью баллончика наносит краску, – отмечает костюмер Большого театра Беларуси Лариса Родионова.
На винтажных костюмах можно увидеть аппликации, которые пришивались вручную. Сейчас ткань покупают уже с готовыми вышивками и декором.
Раньше при пошиве костюмов использовали тяжелый атлас, крепдешин, натуральный шелк. Сейчас им на смену пришли трикотаж и искусственные ткани. К примеру, мужские костюмы к балету «Спартак» шили из натуральной кожи, которую сейчас не используют.
Самыми интересными в плане техники исполнения называют шесть костюмов-образов к опере «Бал-маскарад» 1988 года в постановке народного артиста Беларуси Семена Штейна. Их и сегодня можно увидеть в этом спектакле. Лариса Родионова уверяет, что сейчас никто не сможет повторить такие костюмы: они сложные и очень дорогостоящие.
«Павлин»
«Клумба»
«Диана»
«Ночь»
Прежде чем надеть платье, артисты на талии закрепляют металлический обруч, чтобы наряд смотрелся эффектнее. На одно такое платье уходит около 10 метров ткани. Понятно, что костюмы получаются достаточно тяжелыми.
Если артисты выросли или пополнели, костюмеры применяют небольшую хитрость: чтобы костюм выглядел как цельное платье, поверх надевают плащ, а под низ – юбку.
Костюмы к балету «Кармина Бурана» 1983 года в постановке народного артиста Беларуси Валентина Елизарьева не перешивались и не менялись.
Костюм «Блудницы»
– В 1983 году балет произвел эффект бомбы! В то время я работала в Средней Азии, и к нам из Казахстана приехал молодой артист балета. Он сказал: «Мечтаю побывать в Беларуси, чтобы увидеть «Кармину Бурану», – вспоминает Лариса Павловна.
Костюм кордебалета
– Молодцы и Елизарьев, и художник Гейдебрехт. Возьмем, к примеру, накидку, сделанную из рогожи. Это грубая хозяйственная ткань, но хорошо смотрится, недорого стоит и с ее помощью можно легко воплотить любую идею, – говорит Лариса Родионова.
Разноцветные костюмы кордебалета «Кармен-сюита» 1974 года в постановке Валентина Елизарьева никто не отличит от первоначальных. Современные сшиты из микрофибры, и стирать их можно только мылом, иначе они станут менее эластичными. Обновили костюмы из-за того, что в мае 2015 года балет «Кармен-сюита» возили в Казань.
Когда в театре шел ремонт, для костюмов арендовали помещения склада недалеко от Комаровского рынка. Перед каждым спектаклем костюмы грузили в ящики и привозили в театр, а потом отвозили обратно.
Сейчас в театре несколько помещений, где хранятся костюмы. Самое большое находится прямо под крышей. Сидящие в зале зрители вряд ли догадываются, что над их головами – огромный костюмерный цех.
Инна КОРСАК
Фото Юлии КИРЕЙЧИК