Общество и профсоюзы

В России хотят ввести налог на бездетность. А какой демографической политики придерживаются в Беларуси?

Основная цель демографической политики Республики Беларусь – стабилизировать численность населения: повысить суммарный коэффициент рождаемости, сократить смертность, увеличить продолжительность жизни и обеспечить положительное сальдо миграции.

В российских СМИ появилась новость, что общероссийская общественная организация «Совет матерей» выдвинула предложение о введении налога для тех, кто отказывается заводить детей. Денежную компенсацию придется выплачивать тем парам, которые находятся в репродуктивном возрасте, но сознательно отказываются становиться родителями. Что касается людей, которые не могут завести детей по медицинским показателям, то их «штрафовать» не будут.

По мнению председателя общероссийской общественной организации «Совет матерей» Татьяны Буцкой, такая мера поможет бороться с демографической ямой. За идеологию «чайлдфри» она предлагает взымать 500 российских рублей.

Демографическая политика в Беларуси

Демографическая ситуация в Беларуси, как и во многих странах мира, характеризуется падением рождаемости, ростом смертности и депопуляцией населения.

Основной целью нашей демографической политики является стабилизация численности населения: повышение суммарного коэффициента рождаемости, сокращение смертности, увеличение продолжительности жизни и обеспечение положительного сальдо миграции.

Ставка на рождаемость

На сегодняшний день, основная демографическая угроза для Беларуси – это снижение рождаемости. Для решения проблемы в стране предпринимают множество шагов. В частности, патерналистская политика в виде прямой финансовой поддержки семей с детьми реализуется в республике с 2002 года. На государственном уровне принят Закон о демографической безопасности, в котором предусматривались меры жилищной поддержки. В 2004–2005 годах был определен порядок оказания помощи молодым многодетным семьям. Однако результат оказался чуть ниже, чем предполагали аналитики. Ежегодный прирост рождения вторых и третьих детей действительно вырос, но только в городских семьях. В сельской же местности существенно ничего не поменялось. Никак не повлияли эти меры и на рождаемость первых детей.

В 2012 году в стране пошли еще на один шаг: усилили прямую финансовую поддержку. Сначала детские пособия привязали к средней заработной плате по стране, а затем добавили пособие на ребенка старше 3 лет при наличии в семье ребенка младше 3 лет. Эта мера возымела эффект – рождаемость в селах стала значительно выше. Однако уже в 2016 году суммарные коэффициенты рождаемости и в городской, и в сельской местности пошли вниз. Кроме того, наметилась тенденция снижения рождаемости в молодом возрасте. В это время средний возраст женщины при рождении первого ребенка взлетел до 26,7 года.

Мнение демографов:

– Эффект мер поддержки семей с каждым годом теряется, даже в тех семьях, которые выбрали рождаемость в качестве стратегии финансового выживания. Дело в том, что дети растут, пособия заканчиваются и семьи попадают в ловушку бедности. Это касается и сельских, и городских семей. Для последних рождение детей перестал быть способом решения личных проблем с 2012 года, когда заметно сократился объем жилищной поддержки.

Пора смещать акценты

По мнению демографов, в нашей стране произошел существенный перекос в сторону заботы о многодетных семьях. На самом же деле, для повышения рождаемости, нужно сместить акцент на поддержку при рождении первых и вторых детей.

– В целом материальные стимулы интереснее для села, так как зарплаты у женщин там ниже, возможностей присмотреть за детьми больше, – считают специалисты. – А вот для города материального стимула недостаточно, поскольку меняется социальный статус женщин: они не планируют покидать рынок труда, повышается стоимость их времени, а также усиливается роль мужчины в воспитании детей до 3 лет.

Эффективной мерой для городских жителей, по мнению демографов, может стать сокращение 3-летнего отпуска по уходу за детьми, с одновременным увеличением пособия в первые 2 года. Это простимулирует возвращение женщин на рынок труда и сохранение их компетенций.

– Мы выступаем за обеспечение баланса занятости и ухода за детьми для женщин, расширение участия мужчин в воспитании детей. В целом настало время принимать какие-то меры. Возможно нужно пересмотреть установку, когда женщина, выходящая на работу на полный рабочий день, получает только 50% пособия. Ведь, по данным Министерства труда и социальной защиты, всего около 2,5% из всех получателей пособий на ребенка работали на ставку. Какой тогда смысл экономить пособия для такого незначительного числа работающих женщин? – недоумевают демографы.

Специалисты также подчеркивают, что демография – это не только рождаемость. Чтобы численность населения росла, необходимо также контролировать смертность, особенно мужскую в активных возрастах, внедряя профилактические меры для поддержания здорового образа жизни.

Согласно проведенному опросу исследовательского центра ИПМ, для 42,3% респондентов очень важной поддержкой, без которой семьи рожали бы реже, является пособия по уходу за ребенком; для 22,7% этот фактор не влияет на решение о рождении ребенка; 18,2% опрошенных признались, что рожают, чтобы получать пособия, и 16,8% отказались говорить на данную тему.

Если бы государство уменьшило отпуск по уходу за ребенком с 3 до 2 лет и увеличило пособия на 10–20%, планы по рождению ребенка у 42% семей без детей и более 50% семей с детьми не изменились бы; около 14% семей рожали бы меньше. Это говорит о наличии у семей собственных стимулов к рождению ребенка.

Шанс стать родителями

С 2021 года возможность стать родителями получат также те пары, которым не удается зачать ребенка по медицинским показаниям. В стране начнет работать Указ Президента Беларуси от 18 мая 2020 года № 171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан», позволяющий бесплатно сделать попытку ЭКО.

Правда на такую процедуру смогут рассчитывать исключительно супружеские пары, граждане Беларуси, при возрасте супруги не выше 40 лет

Для справки

На данный момент на проведении экстракорпорального оплодотворения в стране специализируются восемь учреждений здравоохранения – 3 государственных и 5 частных. Все они работают на общемировом уровне. Эффективность программы ЭКО составляет 40–42 %.

Также в Беларуси уже подготовлен проект программы «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021–2025 годы, в которую включен межведомственный подраздел «Семья и детство». В нем отражены мероприятия по дальнейшему укреплению системы материнства и детства в Беларуси. Особое внимание в ближайшие пять лет уделят развитию службы охраны мужского здоровья.

Помимо этого, в настоящее время в стадии разработки находится Национальный регистр бесплодных пар, что позволит контролировать очередность предоставления процедуры.

Что еще предпримут для стимулирования рождаемости?

Кроме вышеперечисленного, в стране обсуждается увеличение размера пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет для женщин, родивших детей с кратким перерывом – в 3–4 года.

О введении «бонуса за скорость» задумались после исследования «Беларусь: структура семьи, семейные отношения, рождаемость в меняющихся социально-экономических условиях», проведенного в 2017 году по методике «Поколения и гендер» (участие приняли 10 тыс. человек).

Результат оказался таков:

  • большинство женщин ориентированы на рождение хотя бы одного ребенка к 29 годам;
  • в возрасте 27–29 лет не планируют иметь детей всего 14% женщин;
  • в течение следующих 3 лет только 5% женщин намерены воздерживаться от рождения первого ребенка;
  • к 29 годам около 40% женщин планируют родить второго ребенка;
  • в возрасте 39–41 года большинство женщин (64%) планируют иметь двух детей; еще 25% женщин – трех детей. На сохранение однодетной семьи к этому возрасту ориентированы только 9% женщин.

Виктория ЯКИМОВА