В сетях груминга: чаще всего жертвами домогательств в интернете становятся дети до 12 лет
С развитием технологий меняются и способы совершения половых преступлений. Для выбора жертв и общения с ними злоумышленники все чаще используют интернет. И Беларусь в данном случае не исключение. Недавно суд вынес приговор по делу 29-летнего брестчанина, который обвинялся в развращении школьниц. Мужчина знакомился с девочками в Сети, вел с ними интимную переписку и во время нее подталкивал к ранней половой жизни.
Преступление под прикрытием
Как пояснили в Следственном комитете Беларуси, интернет является благоприятной средой для преступности. Благодаря определенной анонимности в виртуальной среде злоумышленник чувствует себя защищенным, ведь он, по сути, не вступает в прямой контакт с потенциальной жертвой. Ситуацию обостряет и существование множества так называемых анонимайзеров, позволяющих скрывать информацию о компьютере или пользователе.
«Если посмотреть статистику по половым преступлениям с участием несовершеннолетних, то у нас в стране их совершается примерно 300 в год. Для сравнения: кражи исчисляются тысячами, — рассказал начальник отдела центрального аппарата СК Беларуси Юрий Варавко. — Но последствия первых намного серьезнее. Согласно исследованиям, во многих случаях сам насильник пережил нечто подобное в детстве. Так что, помимо психологической травмы, которую получил ребенок, есть вероятность того, что в дальнейшем он тоже совершит преступление. Еще нужно отметить, что половые преступления являются высоколатентными и, соответственно, фактов их совершения на самом деле больше, чем демонстрирует статистика».
Жертвами сексуальных домогательств в интернете могут стать дети в любом возрасте, ведь сегодня гаджеты с выходом в Сеть есть даже у совсем юных белорусов. Однако, как показывает наша практика и практика зарубежных коллег, именно до 12 лет ребенок находится в беспомощном положении и не может осознавать суть происходящего в части действий сексуального характера. К тому же этот возраст характеризуется любопытством и доверчивостью. Этим пользуются преступники, которые зачастую «действуют» в интернете под видом детей или женщин. Приобретая взрослые черты, ребята старшего возраста теряют привлекательность для злоумышленников.
Цели у преступников различны. Кому-то достаточно получить от ребенка откровенную фотографию, кому-то важны именно встреча в реальной жизни и непосредственный контакт. Подобные действия не всегда направлены на получение сексуального удовлетворения. Некоторые преступники преследуют материальную выгоду: заполучив фото- и видеоматериалы, продают или обменивают их. В практике также есть случаи, когда несовершеннолетних затем привлекали к занятию проституцией.
Международный обмен
В последнее время СК Беларуси активно изучает зарубежный опыт. Недавно в Минске прошел семинар по вопросам уголовного преследования за преступления о сексуальном домогательстве в отношении несовершеннолетних в сети интернет, организованный совместно с Европейской комиссией.
Сейчас продолжается работа по присоединению нашей страны к Конвенции по защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия. В ней, в частности, прописаны действия, которые в ряде европейских стран считаются преступлениями и за совершение которых участникам конвенции рекомендуется вводить ответственность.
«Сейчас актуальной является борьба с новым для нас явлением, называемым груминг. У родоначальников понятия – англичан это слово означает налаживание доверительных отношений с ребенком для совершения в дальнейшем преступления, — объяснил Юрий Варавко. — В Конвенции прописаны два правонарушения из нашего законодательства, для совершения которых может применяться груминг: использование ребенка для изготовления порнографических материалов и вступление в половую связь с лицом, не достигшим определенного возраста (в Беларуси — 16 лет)».
Эксперты из Румынии, Португалии, Швеции и Эстонии поделились с белорусской стороной практикой совершенствования национального законодательства, а также рассказали о конкретных уголовных делах и способах их расследования. В частности, речь шла о международном сотрудничестве, что особенно важно, учитывая безграничность интернета. Правоохранители Румынии, к примеру, поделились успешным опытом сотрудничества в данной сфере с ФБР. Затрагивались и вопросы стандартов по работе с несовершеннолетними. Представители Эстонии рассказали, что суды этой страны требуют, чтобы не родители, а именно полицейский первым разговаривал с ребенком, пережившим домогательство. Хотя в нашей практике это скорее был бы психолог.
«Мы взаимодействуем с общественным объединением «Понимание» и развиваем систему комнат, дружественных ребенку. Должен признать, что именно благодаря таким комнатам некоторые дела отправляются в суд. Специальные методики опроса ребенка позволяют получить максимально правдивые показания при минимальном травмировании психики, — пояснил Юрий Валерьевич. — Были случаи, когда дети отказывались говорить в присутствии родителей и тем более правоохранителей. А оказавшись в другой, дружественной обстановке, рассказывали всё».
Родительский контроль
В целом органы внутренних дел Беларуси сегодня успешно раскрывают дела, связанные с сексуальным домогательством несовершеннолетних в интернете. За подобные деяния у нас предусмотрен широкий спектр уголовного наказания, вплоть до максимального срока лишения свободы — 15 лет. Надо сказать, что в этом плане белорусское законодательство более жесткое, чем в большинстве европейских стран.
Было время, когда на помощь правоохранителям приходили неформальные группы, борющиеся с педофилами в Сети, хотя их деятельность не всегда можно назвать легальной. Иногда подобные факты выявляют и родители, но, как правило, у взрослых нет реального понимания угрозы, которую несет интернет.
«Родители должны быть ближе к ребенку, интересоваться, что с ним происходит. Поражает, что, когда начинаешь собирать материалы по делу, для взрослых членов семьи многое оказывается неожиданностью, — заключил собеседник. — Наши зарубежные коллеги также отметили, что родителям крайне важно ежедневно просматривать историю браузера на компьютере ребенка. Хотя существуют и более серьезные способы защиты, в том числе функция «Родительский контроль». Кроме того, ребенка нужно предупреждать, что общение в Сети может оказаться не таким, как кажется. А главное — что не стоит сообщать виртуальным собеседникам свои личные данные».
Ирина ЯНУШКЕВИЧ