«Вася – наш самый активный сотрудник». Как работает минчанин с синдромом Дауна?
Вася удивительный. Он терпеть не может выходные и в отличие от многих парней обожает бальные танцы. Вася никогда не опаздывает, хотя в его плотном графике – плавание, айкидо и съемки в кино. Вася мог бы сидеть дома, но он из числа тех нескольких белорусов с синдромом Дауна, кто официально работает.
Победить себя
На часах 11 утра. В это время Василий Павликов только должен приступать к своим обязанностям, однако на свое рабочее место – в отель Renaissance Minsk – он приезжает заранее. Парня с улыбкой встречают коллеги-девушки, а мужчины крепко по-дружески пожимают руку. Видно, Васю здесь любят. И это взаимно.
– Коллектив у меня просто супер! – говорит он.
Василий работает в отеле уже полтора года. Говорит, чтобы найти вакансию, писал во все инстанции. Все изменилось, когда обратился в Белорусскую ассоциацию помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам. Там ему не только подобрали место, но и предоставили персонального ассистента, который помог освоиться в новой обстановке. Изначально Васю поставили в столовую для сотрудников, однако там нужно было переделать большой объем работы за короткое время. Объективно, для парня это было слишком тяжело. Поэтому ему предложили другое занятие.
– Я натираю столовые приборы, – рассказывает мой собеседник. – В день через мои руки проходит до тысячи вилок, ножей, стаканов. Сейчас даже соревнуюсь сам с собой, ставлю новые цели и работаю на скорость!
Это ни в коей мере не влияет на качество. Столовые приборы после Василия сверкают, как новенькие.
– Когда Вася отдыхает за границей, всегда в соцсетях высылает мне фотографии приборов или стаканов, на которых видны потертости или сколы, – он таких огрехов не допускает, – улыбается PR-менеджер отеля Ольга Духович.
Стоит отметить, что Вася – не первый человек с синдромом Дауна, который устроился в этот отель. До него здесь в столовой для сотрудников трудился Мгер, а в прачечной – Николай. К сожалению, по объективным причинам обоим пришлось уволиться. Мгеру предстояла трудная операция, а Николая каждый день из другого города привозила мама, после чего ждала несколько часов, пока парень отработает.
– У нас часто спрашивают, почему мы не трудоустраиваем больше людей с инвалидностью, – продолжает Ольга. – Но мы хотим показать пример, чтобы ему последовали другие наниматели. Понятно, что у многих из нас еще есть стереотипы относительно особенных сотрудников, однако с такими страхами надо бороться. Во многих европейских отелях люди с синдромом Дауна не просто «бойцы невидимого фронта» – они встречают гостей в ресторане во время завтрака. Уверена, и для Васи это вполне посильно. Ему только надо выучить английский. Вася, ты уже записался на курсы?
– Да, первое занятие – в этом месяце! – заверил парень.
Самый активный сотрудник
График у Васи – с понедельника по четверг с 11.00 до 15.00. Больше нельзя, хотя парень признается, что совсем не устает. Впрочем, ему есть куда девать энергию. Например, трижды в неделю он занимается айкидо. Поблажек для Василия нет – к нему предъявляются те же требования, что и к другим ученикам. Он уже сдал экзамен и получил «желтый» пояс. А не так давно Вася ездил на соревнования в Москву, где занял первое место.
– Я еще в кино снимаюсь, – хвастается мой собеседник.
Речь идет о реалити-сериале «Кто, если не мы». В каждой серии поднимаются определенные проблемы людей с ограниченными возможностями и главное – предлагается алгоритм их решения. Любопытный факт: сериал не давит на жалость, а все ситуации преподносит с юмором. В таком белорусском ситкоме у Павликова одна из главных ролей.
– Вася – наш самый активных сотрудник, – заверяет Ольга. – Он смотрит в интернете афиши выставок и мероприятий и созывает всех пойти на них. Если нужно – он встанет в свой выходной и приедет на другой конец города, чтобы поддержать наших сотрудников. Вот, например, хоть и сам он не бежал Минский полумарафон, все равно болел за коллег.
Сложилась у Василия и личная жизнь. Его девушку зовут Алеся, сейчас она трудится в мастерской при столичном храме.
– Мы познакомились в лагере для людей с инвалидностью, – рассказывает парень. – Я подошел к ней первый, пригласил на дискотеку. В танцах я профи!
Практически всю зарплату Вася откладывает на свадьбу. Важное событие состоится еще нескоро, но это ничего – будет время подготовиться. А до бракосочетания Вася желает исполнить еще одну свою мечту.
– Очень хочу принять участие в каком-нибудь международном проекте или «круглом столе», поехать за границу по работе, – говорит Вася и с надеждой смотрит на Ольгу.
– Все возможно, – в ответ улыбается она.
Зарплата не отменяет пособие!
Благодаря Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам за 7 лет вакансии нашли более 70 человек.
– Наша задача – дать возможность людям с инвалидностью быть независимыми, самим себя обеспечивать, – объясняет специалист по сопровождаемому трудоустройству ОО «БелАПДИиМИ» Эдуард Шипицын. – Для их адаптации на новом рабочем месте мы предоставляем персонального ассистента, а также проводим тренинги, посвященные тайм-менеджменту, дресс-коду, дисциплине.
Далеко не все наниматели готовы трудоустроить человека с физическими и умственными ограничениями. У руководителей сразу возникают вопросы: будет ли новый сотрудник болеть, пропускать смены? А что делать, если ему станет плохо? Дополнительной преградой становится и не более чем 35-часовая рабочая неделя. С другой стороны, и сами люди с инвалидностью не всегда хотят развиваться.
– Да, есть мотивированные ребята, которые воспитывались в семьях, где к ним относились так же, как и к здоровым детям, – говорит Шипицын. – Но у нас хватает примеров, когда за сына или дочку просит мама. Она старается рассказать о своем ребенке самое лучше, но когда мы знакомимся с ним, то выясняем, что он ничем не интересуется, специальность получать не хочет. Печально, но родители часто потакают желанию молодых сидеть дома на одном пособии. При этом подчеркну: зарплата, как опасаются многие, пособие не отменяет.
Получить помощь при трудоустройстве несложно. Для этого необходимо прийти на собеседование в «БелАПДИиМИ», имея при себе паспорт, удостоверение инвалида, заключение МРЭК и индивидуальную программу реабилитации, сделанную не более полугода назад. В среднем по поиск вакансии уходит 2–3 месяца.
Юлия КУЛИК
Фото Александра ПОБАТА