Наверх

Вехи истории: первой железнодорожной линией на белорусской земле стал участок Гродно–Поречье

04 августа 2017

От областного центра до приграничного местечка, расположенного среди живописных ландшафтов вблизи озера Молочное, без малого 30 километров.

От областного центра до приграничного местечка, расположенного среди живописных ландшафтов вблизи озера Молочное, без малого 30 километров. Пожалуй, побывать здесь стоит каждому, кто неравнодушен к истории Беларуси, – дорога займет чуть более получаса. Отсюда началась история Белорусской железной дороги. Поречье стало первой станцией, с которой почти 155 лет назад отправился первый в нашей стране поезд.

В знойный летний день, когда воздух раскален, кажется, до предела, в небольшом уютном здании вокзала приятная прохлада.

– А ведь стены эти еще в царские времена построены, – улыбается Василий Лазаренков, начальник станции «Поречье» и приглашает на экскурсию в музейную комнату.

В ней скрупулезно и бережно собрана богатая экспозиция: старые фотографии, газетные вырезки, документы, дорожные атласы и карты, нехитрые приспособления, которыми пользовались железнодорожники в прошлом веке. Василий Федорович 17 лет возглавляет станцию и знает о ее истории почти все.

Начало строительству участка железнодорожного пути на белорусских землях положил циркуляр государя императора: по его «высочайшему повелению имеет быть начато сооружение Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороги». А немногим позже другой документ засвидетельствовал, что на нужды эти ассигновали 85 млн. рублей серебром. Линия была сдана в эксплуатацию 27 декабря 1862 года.

Строительство железнодорожного полотна курировали инженеры, выписанные из Парижа. Основной же рабочей силой были мужицкие артели из центральных российских губерний, которых уже имели опыт строительства Московско-Петербургской линии. Рельсы доставляли из Новгорода и Брянска, вагоны – из Риги, паровозы – из Тулы, а мелкое чугунное литье – из Сморгони.

– Здесь местность была болотистой, – рассказывает Василий Лазаренков. – Строительство линии велось одновременно со стороны Варшавы и Санкт-Петербурга, причем по тем временам с невероятной скоростью. Предположительно встретились артели под Белостоком. Но первый поезд в Поречье пришел с российской стороны.

Историки того времени диву давались: вокзал в местечке получился богаче и больше, чем в губернском городе. «Построение в 30 верстах от Гродно громадной второклассной станции Поречье и при ней большого числа железнодорожных складов и мастерских; между тем в Гродно была сооружена крохотная трехклассная станция», – писал известный историк Гродненщины Евстафий Орловский.

Станция действительно представляла собой большой железнодорожный узел, включавший в себя ремонтное депо, склады, пакгауз, поворотный круг, несколько служебных домов для персонала. Объяснить такой полет инженерной мысли достаточно просто. Поречье было связано со знаменитыми здравницами Друскеников, облюбованными высшим польским обществом.

До 1996 году станция «Поречье» находилась под юрисдикцией Прибалтийской железной дороги. После передачи БелЖД вокзал был капитально отремонтирован. К слову, до этого времени поезда из Поречья расходились по трем направлениям: Вильнюс, Друскининкай и Гродно. Сейчас десяток дизель-поездов курсируют только в сторону областного центра.

Станция была знаковым местом для советских кинорежиссеров: в местечко почти каждый год приезжали съемочные группы «Беларусьфильма» и Литовской киностудии. Старинный железнодорожный вокзал запечатлен в фильмах «Зимородок», «Двое на острове слез», «Меня зовут Арлекино», «Живой срез» и других.

Поречский железнодорожный участок стал знаковым и для дорожного рабочего Иосифа Мазюка. Участие в его строительстве принимал его прапрадед и, наверное, определил трудовую стезю для потомков. Более 700 лет представители этой фамилии обеспечивают безопасность движения поездов, заботятся о содержании пути в исправном состоянии.

– У нас в семье все путейцы, – признается Иосиф Станиславович. – Отец 53 года проработал здесь бригадиром, дед всю жизнь трудился на железной дороге. Да и я уже 40 лет стажа имею. По стопам старших пошел и мой сын Андрей. Иначе, наверное, и быть не могло: я родился под стук колес в доме для рабочих в 10 метрах от путей.

На прощание Василий Лазаренков демонстрирует раритетный экспонат – потертую серебряную пуговицу от форменного мундира железнодорожника конца XIX века. На ней – явственно вырисовываются очертания… якоря и топора! Современная эмблема работников стальных магистралей известна каждому: перекрещивающиеся французский ключ и молот. Как же трактовать символы царских времен?

– Первые паровозы называли сухопутными пароходами, а для их работы требовались дрова. Вот и весь секрет, – смеется Василий Федорович и делится своей мечтой о том, что когда-нибудь, как и 155 лет назад, из Санкт-Петербурга в Варшаву и другие европейские города можно будет попасть кратчайшим путем – через Поречье.

Инна ДОБРЫДЕНЬ

Фото автора

Коллаж Петра ПАРФЕНОВИЧА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
24 апреля 2024 23 апреля 2024 22 апреля 2024
Все новости