Вернуть без паспорта, но в упаковке: что изменится в защите прав потребителей?
Напомним, 13 июня были приняты изменения и дополнения в Закон «О защите прав потребителей», которые вступят в силу 23 декабря 2018 года. Как отметили в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ), документ приведен в соответствие с международным законодательством и законодательными актами Беларуси. При этом учитывалась уже наработанная практика, а также привлекались новые предложения, в частности, потребительских сообществ.
«Согласно новому закону будет расширен объем информации, доводимой до потребителя. Это очень важно, ведь на основании указанных сведений человек делает осознанный выбор, насколько ему необходимо приобретать тот или иной товар, – рассказала заместитель начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Ирина Барышникова. – Появится информация о классе энергоэффективности, о стране происхождения. Также субъекты, которые торгуют дистанционно (в том числе через интернет), должны указывать цену товара размером шрифта, равным половине наибольшего, используемого в рекламном сообщении. Ведь на деле, не разглядев ценник, покупателей часто вводят в заблуждение».
Значительное количество обращений при работе над законопроектом касались языка предоставления информации. В новую редакцию вошла норма, что сведения должны быть указаны на белорусском и/или русском языке.
Также в документе определено право потребителя выбирать способ оплаты товара – наличный или безналичный. И при этом продавец не может устанавливать различные цены для каждого из них. Кстати, установлен и порядок возврата денежных средств за некачественный товар. Он будет осуществляться в той же форме, что и оплата. То есть если вы расплатились картой за покупку, то на нее и получите деньги.
Продавцам запрещается требовать при расторжении покупателем договора купли-продажи документы, удостоверяющие личность. Исключение составят только те случаи, когда при заключении договора необходимо было предоставить паспорт или иной документ.
Сейчас по закону договор купли-продажи можно расторгнуть в течение 14 дней. То есть потребитель возвращает качественный товар, если он не был в употреблении. С 23 декабря человек сможет расторгнуть договор в одностороннем порядке, возместив исполнителю реально понесенные расходы.
«Возвращать качественный товар необходимо будет в упаковке. Но уже сейчас возникают вопросы: а если она вскрыта? По правилам торговли, да и мы рекомендуем: при покупке обязательно осмотрите товар. И для этого необходимо достать его из упаковки», – пояснила представитель МАРТ.
За 30 дней и с любым дефектом
При подготовке изменений были услышаны и предложения бизнеса. По аналогии с российским законодательством урегулированы взаимоотношения потребителя и продавца, если брак обнаружен в сложнотехнических товарах. Как отметила заместитель председателя правления ОО «Городское общество защиты потребителей» Дарина Гулюта, вопросы, связанные с приобретением таких товаров, – основные, с которыми обращаются граждане. Но раньше вернуть, скажем, холодильник было практически невозможно.
«Теперь, если любой дефект обнаружен, товар можно обменять или вернуть в течение 30 дней со дня покупки. Позже этого срока – только при существенном недостатке. Либо если товар был отдан в ремонт, не произведенный в установленные сроки, – отметила Ирина Барышникова. – К слову, существенным недостатком считается тот, на устранение которого требуются значительные материальные затраты (более 30% стоимости) либо длительный промежуток времени. Исключением будет ситуация, когда в одном товаре дефект проявляется повторно или появится какой-либо другой. К примеру, в телевизоре сначала пропал звук, его отремонтировали, а потом исчезло изображение».
Также продавцы получили право продлить срок бесплатного устранения недостатков. Сегодня по закону это необходимо сделать в течение 14 дней. По письменному соглашению сторон срок может быть продлен, но не более чем на месяц.
После обращения продавца в ремонтную организацию для проверки качества товара работа должна быть выполнена в течение 3 дней. Это позволит не нарушать права потребителя. Ведь срок для проверки качества и выполнения требований, если нет спора, установлен 7 дней (в прежней редакции закона – 14 дней).
Сертификаты не кабала
По словам Ирины Барышниковой, много вопросов возникало по поводу подарочных сертификатов. В МАРТ поступило около 10 обращений. Поэтому сейчас ведется разработка положения о реализации товаров, работ и услуг по подарочным сертификатам или иному подобному документу. Предполагается, что люди смогут вернуть сертификат в течение срока действия, а для продавцов установят обязанность выдавать сдачу, если товар стоит меньше, чем указано.
«Сейчас сертификаты рассматриваются как кабала. Мол, получил и обязательно должен его использовать. Но при этом законодательство позволяет расторгнуть договор купли-продажи, возмездного оказания услуг. Так почему нельзя отказаться от сертификатов?» – отметила Ирина Барышникова.
Кроме того, в положении может появиться требование, дающее право продавцу установить порядок и условия реализации товаров, работ и услуг по подарочным сертификатам. При этом не допускается сокращать срок их действия или прекращать его вовсе.
Справочно
Совместно с местными исполнительными органами в первом полугодии 2018 года МАРТ рассмотрел 6 550 обращений. Потребителям возместили 144,4 тыс. рублей материального ущерба. Больше всего обращений касались услуг ЖКХ (42,8%), сферы торговли (30%), бытовых (9%) и платных услуг (6,5%).
Ирина ЯНУШКЕВИЧ
Фото Виталия ГИЛЯ