Вершины Сергея Дикарева: потренировался с космонавтом и покорил Килиманджаро
О своей победе и увлечениях 42-летний приверженец здорового образа жизни, фотограф, вегетарианец и просто увлеченный жизнью человек рассказал нашему порталу.
– Сергей, как вы попали в столь необычную экспедицию?
– Почти случайно. Жена (Марина такой же приверженец здорового образа жизни, вместе с супругом ведут кулинарный блог в Инстаграм, посвященный полезной и вкусной еде. – Прим. авт.) в декабре прошлого года уговорила поучаствовать в инстаграм-марафоне «Тренировки с космонавтом», который проводила российская фирма «Комбат-Туры», специализирующаяся на необычных путешествиях с экспертами. На этот раз экспертом был космонавт, ученый, Герой России Сергей Рязанский. Призом для победителей стала поездка в Танзанию на 12 дней – для восхождения на четвертую из семи вершин мира и сафари. Я загорелся.
– Просто зарегистрировались на сайте марафона?
– Да. Кроме меня, на сайте зарегистрировались 1 500 человек из России, Беларуси, Украины, Эстонии, Китая, Швейцарии и Германии. А потом все началось…
В начале каждой недели космонавт выдавал задания на силу и выносливость. Приседания, отжимания, подтягивания, плавание, бег, планка до 10 минут и прочее. Их надо было не просто выполнить, а выполнить креативно. Например, я съезжал с горы с флагом и подтягивался, не снимая горных лыж. Пробегая 3 км, я писал GPS-трекером #тренировкискосмонавтом. Приседал в Мозырском замке, а вокруг меня по спирали поднимался дрон, показывая Мозырь с высоты птичьего полета. Это было сложно, но благодаря поддержке друзей и семьи, я справился с заданиями. Всего сделал около 80 публикаций.
– Марафон длился 8 недель. А кто сообщил о победе?
– Лично генеральный директор ООО «Комбат-Туры», организатор марафона Александр Чуранов. Был звонок с незнакомого номера: «Здравствуйте, говорит Чуранов, поздравляю с победой». Я как-то сразу и не понял, «спасибо», говорю. Просто не верилось, что это возможно. Потом прочел сообщения: я – первый, с небольшим отрывом второе место разделили Максим Боков из Москвы и Татьяна Русина из Краснодара. Третье место заняла москвичка Анастасия Косенкова.
– Но на этом история только начинается. Путевка на Килиманджаро выиграна – не боялись восхождения?
– Физически я подготовлен неплохо, но не альпинист и опасался горной болезни. В клубе «Ориентир» проконсультировали по методике восхождения и оборудованию, мой товарищ Володя Беляй дал свои ботинки, штаны, куртку, перчатки, питьевую систему и все такое. В назначенный организаторами срок вылетел в Танзанию, где в городе Моши у подножия горы встретился с группой. Да, волновался. Килиманджаро ведь стоит на равнине, напротив нее только гора Меру: когда смотришь, как Кили торчит выше облаков, не верится, что туда можно забраться.
– А кто участвовал в туре, кроме победителей марафона? И как все проходило?
– Как вы понимаете, тур недешевый. Основу группы составляли успешные российские бизнесмены и бизнесвумен. Один взял с собой сына 13 лет. Еще были организаторы, фотограф, и, конечно же, космонавт. Всего 29 человек. Очень интересные люди. В течение тура каждый день проводились бизнес-игры. Сергей Рязанский рассказывал о космосе и читал лекции о лидерстве, формировании команды, о том, как космонавтов обучают принимать решения в экстренной ситуации, бороться со страхом, а также давал ценную информацию о командной игре, конфликтологии, сохранении личного пространства, делился уникальной методикой изучения звездного неба. У Героя России я также учился открытости, простоте в общении, приветливости. Например, шутка от космонавта. С утра, выползая из заиндевевшей палатки, я спросил: «Сергей, а как спится в космосе?» Он ответил: «В космосе не сопьешься!»
Всего нас сопровождали 112 портеров (носильщиков) и гидов, которые несли палатки, запас еды и по 15 кг личных вещей на человека. Воду набирали в родниках и бросали туда дезинфицирующие таблетки, приходилось оттенять ее вкус лимончиком. Расставляли палатки и готовили пищу тоже портеры. Был и повар. Кстати, Сергей Рязанский отказался от портера и нес свои 22 кг рюкзака сам.
– Какие самые яркие воспоминания от восхождения?
– Мы стартовали по маршруту Мачаме с высоты 1 800 м. Не знаю, как на другие горы, но восхождение на Кили – это постоянные подъемы и спуски, связанные как с рельефом, так и с необходимостью акклиматизироваться.
Режим был такой: подъем в 6 утра, трекинг и карабканье по камням примерно 10–15 км, чтобы набрать высоту около 1000 м до обеда. Акклиматизационный выход на 2–3 часа после обеда: набирали высоту 200–500 м и возвращались в лагерь. А в лагере скучать не давал «Комбат-Тур», ложились спать за полночь.
Меня удивляли портеры. Во-первых, я впервые видел морозоустойчивых негров. Во-вторых, они очень быстро бегают вверх и вниз с огромными тюками на голове, слегка придерживая их одной рукой. В-третьих, после целого дня треша негры собирались, чтобы петь и танцевать, – так отдыхали. И еще они доброжелательные. Кстати, с нами был гид по имени Абель, ему более 60 лет, это было его 977 восхождение, а его дедушка сопровождал первого поднявшегося на Кили немца. Все гиды были из племени чага.
– Природа сильно впечатлила?
– Конечно! Первый день шли по тропическому лесу, потом остались редкие деревца, кактусы и цветы, похожие на красивый репейник. Затем пошли экзотические сенеции. К концу остались камни и снег. На горе погода меняется очень быстро: светит солнце – жарко, подул ветер – уши мерзнут, прилетела туча – зябко, пошел дождь – холодно. Причем все это происходит в течение часа, и так по кругу.
К слову, заморозки начались в первое же утро, поэтому нужно тащить с собой полный комплект одежды. Но нам везло с погодой на протяжении всего пятидневного подъема – редко намокали под дождем, который к тому же награждал видом двойной радуги.
– Не подводило ли самочувствие?
– Каждый день утром и вечером мы проходили обязательный медосмотр, контролировали пульс и кислород в крови. Нам рекомендовали принимать «Диакарб» и пить не менее 3 литров воды. Но горная болезнь все же начала чувствоваться уже на 2-й день, после 3 500 м. Вечером болела голова и слегка подташнивало, к утру организм адаптировался и все приходило в норму.
– Вы покорили вершину: какие ощущения испытали?
– Вот оно, счастье: такая красота!
Мечта осуществилась 18 февраля в 22.00, после пяти дней физических нагрузок без нормального сна и с недостатком кислорода. С подъемами и спусками мы шли 18 часов. Среди нас было много женщин: они падали, дышали кислородом, им помогали гиды. На пик Ухуру дошли все! Когда мы сделали финальное фото с флагом проекта на вершине, я был рад за этих мужественных женщин больше, чем за себя.
Я – крепкий мужчина, но несколько раз на подъеме чувствовал, что уже на пределе, потом откуда-то брались силы – и продолжал идти. Впрочем, мне хватило сил еще и на то, чтобы с небольшой группой и космонавтом после покорения Ухуру направиться к ледникам, которые, говорят, через десяток лет исчезнут, и к кратеру вулкана. Это незабываемо!
Вообще, команду отличали поразительное упорство и сила духа: вечером все пели и танцевали под гитару, несмотря на отеки, облезшие носы и боль в коленях. Подчеркну: в группе не было неинтересных людей, я наблюдал за ними и учился интересу к жизни и другим людям, легкости, прямоте в общении и смелости. Горы проявляют все лучшее и худшее в людях. На удивление, было только лучшее, и куда больше, чем я ожидал. После этого иначе стал воспринимать строки «Песни о друге» Высоцкого.
– А затем пришел черед сафари?..
– Это было уж очень круто. Приехали рейнджеры на здоровенных внедорожниках «Тойота», специально оборудованных для сафари, с поднимающейся крышей. И мы открыли для себя Национальный парк «Тарангири», озеро Маньяра, кратер Нгоронгоро. На расстоянии вытянутой руки увидели множество зверей и птиц. Будили бегемотов и дергали за хвост обезьян. Всей группой забрались в дупло баобаба – и еще место осталось. Особенно впечатлил кратер Нгоронгоро: это просто Ноев ковчег, где каждой твари даже не по паре, а гораздо больше. Поразительная концентрация животных на метр квадратный! На площадке 21х17 км обитают 100 тысяч животных – антилоп, зебр, буйволов, слонов, носорогов и бегемотов. Птиц вообще несчетное количество. Регулируют «народонаселение» 200 львов, а также леопарды, гиены, шакалы. И мы этих животных видели!
Во время сафари жили в лоджах, полудомиках-полупалатках, на лоне природы. Вечером из ресторана к домику провожал человек с ружьем и фонариком.
Напоследок заехали в гости к племени масаи. Потанцевали с ними, посмотрели деревню, детский сад. Живут бедно, кричат пронзительно, выглядят экзотично.
Что сказать: это было прекрасное приключение. Я горжусь тем, что выиграл марафон «Комбат-Туров» и забрался на Килиманджаро. Хочу еще таких впечатлений, признаюсь.
– Проект уже позади. А что в планах?
– Появилась новая цель: решил в свои 42 года пробежать марафон в 42 километра и уже начал готовиться к забегу, который пройдет в Санкт-Петербурге. Вместе со мной 10-километровую дистанцию побежит и жена Марина. Пожелайте нам удачи! А еще хочу дописать свою книгу. Она о счастье человека. Думаю, там будет и раздел, посвященный Килиманджаро.
Владимир ГАВРИЛОВИЧ
Фото из личного архива Сергея ДИКАРЕВА