Ветеран войны Игнатий Зинов стоял на посту у Боровицких ворот Московского Кремля
Земля горела под ногами
В то время семья Зиновых проживала в Бирске, недалеко от Уфы. Игнатий, старший сын, до начала войны закончил семилетку. В 1943 году уехал работать на Уфимский металлургический завод. Однако вскоре заболел и после лечения в больнице получил месячный отпуск на восстановление здоровья. Но об этом не могло быть и речи: дома ждала повестка в военкомат. Так Игнатий Зинов был призван в ряды Красной армии.
Больше месяца новобранец проходил подготовку в учебном центре в Уфе.
– Однажды приехал военный в звании капитана, – вспоминает собеседник. – Как донесла «разведка», из Москвы. А через день нам зачитали список тех, кто уедет вместе с ним. Услышал и свою фамилию. Так я попал в 1-ую мотострелковую ордена Ленина Краснознаменную дивизию НКВД им. Ф.Э. Дзержинского, которая дислоцировалась в районе Лефортово г. Москвы. На нас были возложены задачи патрулирования и поддержки порядка в городе.
Красная армия разгромила гитлеровские войска на Курской дуге, но фашисты яростно сопротивлялись. Полк, где служил Игнатий Зинов, погрузили в эшелоны вместе с техникой и боеприпасами и направили в Белоруссию.
– Нас бомбили с воздуха, обстреливали, – говорит Игнатий Степанович. – До Минска не доехали: железная дорога была разбита. Зимой 1943-го – весной 1944-го с кровопролитными боями мы пробивались в сторону нынешней Брестской области: Дзержинск, Столбцы, Барановичи, Ляховичи, Ганцевичи, Пинск… Большую помощь нам оказывали партизаны. Помню, около Пинска был деревообрабатывающий завод. Немцы там организовали производство и отправляли продукцию в Германию. Партизаны его подожгли. Наступаем. Завод полыхает. Орудия грохочут. Настоящее пекло.
Когда поступила команда возвращаться на место дислокации, оказалось, что от полка осталась лишь треть состава.
Орден Отечественной войны 1 степени у ветерана, боевые медали – это память о тех суровых походах.
Из лоскутков памяти
Недолго пришлось Игнатию Степановичу находиться в Лефортово. Самых лучших и проверенных бойцов направили на службу в полк специального назначения НКГБ СССР, так называемый «Кремлевский». В учебном центре, который находился в Подмосковье, уже обстрелянным бойцам надо было в кратчайший срок усвоить массу информации: табеля постов, обязанности караульного, статьи Устава… Боевая и физическая подготовка. Чеканный шаг. И никаких эмоций…
Пройдя все этапы, рядовой Зинов вместе с сослуживцами попадает в Кремль. «Распределили по постам, – говорит. – Мой главный пост был у самых древних Боровицких ворот».
Игнатий Степанович перечисляет знакомые из истории имена – Ворошилов, Микоян, Молотов. Видел он и Иосифа Сталина. Когда тот ехал, офицер предупреждал.
– Значит, смотри в оба, – рассказывает ветеран. – Сталин всегда сидел сзади, и, кроме водителя, в салоне автомобиля больше никого не было. Следом ехали машины охраны.
Довелось рядовому Зинову стоять на посту и в Мавзолее В.И. Ленина. Даже присутствовал во время процедур по сохранению тела вождя, которые выполняли специалисты научно-исследовательской лаборатории.
Но самое незабываемое впечатление на парнишку из российской глубинки произвели кремлевские куранты. Увидел он их, как говорится, изнутри. Часы занимают специальные этажи на Спасской башне: с 8-го по 10-й. А их основной механизм находится в комнате на 9-м этаже. Сюда ему приходилось сопровождать «часовых дел мастеров». Куранты заводили два раза в сутки. Он видел, как с помощью электромотора поднимаются чугунные гири, каждая весом до 200 кг.
Специалист международного масштаба
Игнатий Зинов демобилизовался только в 1951 году. Прибыл домой, а потом уехал в Уфу, устроился на Уфимский НПЗ оператором. За годы работы окончил десятилетку и нефтяной техникум. Женился.
В Новополоцк приехал в 1965-м. На строящемся нефтеперерабатывающем заводе не хватало специалистов, а семья Зиновых, уже с дочерью и сыном, оказалась легкой на подъем. Вместе с супругой Анной Михайловной устроились на завод. В 1968 году начальник установки АВТ-1 Игнатий Зинов был направлен в польский город Плоцк: помочь в запуске местного НПЗ. На будущий завод «Полимир» пришел в начале 70-х. Оттуда его и проводили на льготную пенсию.
Вот уже 40 лет Игнатий Степанович не работает. Впрочем, как поправил меня в разговоре его сын Михаил, «это не про отца. Знали бы вы, какое хозяйство у него было, когда перебрался в деревню: песцы, кролики, овцы, коровы, индоутки. Пасека. Сейчас здоровье уже не то, но все стремится делать сам».
В День Победы ветеран войны Игнатий Зинов вспоминает боевых друзей-товарищей, которые остались лежать на поле боя. Впрочем, они всегда в его сердце.
Любовь ТРАПЕЗНИКОВА
Фото автора и из семейного архива