Виновные не найдены, а «крайним» пришлось через суд отменять наказание
Виновата ли я?
Валентина Гатальская (имя и фамилия изменены по этическим причинам. – Прим. авт.) уже 16 лет трудится бригадиром производственного участка на животноводческой ферме. Зарекомендовала себя хорошим специалистом. В конце прошлого года наниматель дважды наложил на нее материальное взыскание: за нарушение технологии хранения травянистых кормов (на сумму 28 рублей 52 копейки) и падеж теленка (50 рублей 49 копеек).
Стоит отметить, что существует технология заготовки сенажа либо сена в пленку, благодаря которой корм хранится в течение года. Упаковка должна быть герметичной, даже маленькая дырочка может привести к порче корма.
– Мне никто не объяснил, как должна выглядеть пленка на рулонах с кормами, то есть должна ли она сохранять свою целостность, – рассказала Валентина. – И я не подписывала никакие бумаги о том, что принимала эти рулоны, поэтому не могу знать, в каком виде их привезли к нам, а значит, и ответственности не несу.
Что касается смерти теленка, то, по словам Гатальской, она вместе с двумя доярками и слесарем принимала тяжелые роды у коровы. Ветеринара в тот момент на месте не было. Во время родов теленок получил травму, и на ногу ему наложили шину. Но это не спасло: началось заражение крови, и через 14 дней пришлось ампутировать ногу животному. В скором времени теленок умер. Материальную ответственность почему-то возложили только на Валентину.
Доводы бригадира наниматель даже слушать не хотел, и, не найдя понимания, женщина обратилась за помощью в Узденский районный комитет профсоюза работников АПК. Председатель упомянутой структуры Ольга Воронко сразу выехала в хозяйство.
– Дело в том, что комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Миноблисполкома проводил в районе обследование хранения кормов урожая 2017 года и в нескольких сельхозорганизациях были выявлены нарушения. В ОАО «Узденский», в частности, нашли рулон с порванной пленкой, – объяснила Ольга Воронко. – Наниматель счел виновными в этом четверых человек, в том числе Валентину Гатальскую. Среди документов я не нашла главного: бумаги, которая свидетельствовала бы о том, что Валентина является материально ответственным лицом в хранении кормов. Кроме того, в ее должностной инструкции не прописаны такие обязанности.
Разбираясь со вторым приказом о дисциплинарном взыскании, председатель Узденского райкома профсоюза работников АПК увидела, что в протоколе патологоанатомического вскрытия, проведенного ветеринаром, написано: теленок был травмирован при тяжелых родах – получил серьезные переломы передних конечностей, вследствие чего через 2 недели пал. Все, что зависело от Гатальской, она выполнила: ухаживала за животным вместе с животноводами, но оказывать врачебную помощь не могла.
Таким образом, председатель райкома отраслевого профсоюза сделала вывод, что бригадир не может быть виновна в нарушении технологии хранения кормов, поскольку не является ответственной за их хранение. За гибель животного она тоже не должна отвечать, так как смерть теленка наступила по независящим от нее причинам. Ольга Воронко выдала руководителю хозяйства рекомендацию об отмене наказания Гатальской.
Чрезмерное старание
Через какое-то время в Узденский райком профсоюза работников АПК обратился еще один работник указанного выше сельхозпредприятия, животновод Геннадий Коваленя (имя и фамилия изменены по этическим причинам. – Прим. авт.). Мужчину привлекли к материальной ответственности в сумме 400 рублей 40 копеек за недополученную выручку при сдаче коровы на убой.
– Как мне рассказали в хозяйстве, Геннадий «с большим рвением» подгонял корову в доильный зал, травмировал, и через 2 дня животное пришлось отдать на убой, – прокомментировала Ольга Воронко. – Но почему никто не проследил за тем, что происходило с коровой на протяжении этих двух дней? Смутил и тот факт, что Геннадий полностью отрицал свою вину и говорил, что не бил животное. Да и свидетелей не нашлось. Кроме того, сумму ущерба рассчитали для коровы не низкой степени упитанности, каковой та была, а высокой.
На имя руководителя ОАО «Узденский» профработник выдала рекомендацию и об отмене наказания для Ковалени.
Путь к справедливости
Наниматель отказался выполнять обе рекомендации райкома отраслевого профсоюза. Тогда Ольга Воронко порекомендовала Гатальской и Ковалене обратиться в комиссию по трудовым спорам, но комиссия так и не пришла к общему решению. Ольга Алексеевна помогла работникам подготовить исковые заявления в суд, собрать все необходимые документы и отстаивала их интересы в суде (всего состоялось 4 судебных заседания).
Суд Узденского района удовлетворил требования истцов и вынес решение об отмене приказов руководителя ОАО «Узденский» о привлечении к материальной ответственности Гатальской и взыскании удержанных из ее зарплаты денег в сумме 79 рублей 1 копейка, а также приказа об удержании материального ущерба из зарплаты Ковалени и взыскании в его пользу 400 рублей 40 копеек.
Вероника СОЛОВЕЙ