Общество и профсоюзы

Вместо скучного ОБЖ. Минчанка реализует проект, в котором говорит с детьми о безопасности

И делает это понятно и креативно.

Помните такой учебный предмет – основы безопасности жизнедеятельности? Когда очень важные для школьников вещи – как вести себя с незнакомым человеком, в людных местах, в экстремальных ситуациях – рассказывали сухо и скучно? В результате вместо того, чтобы «мотать на ус», мы смотрели в окно или на часы. И счастье, если неусвоенный урок нам не пригодился. А если бы знания потребовались? Людмила Лосицкая решила не полагаться на случай, а сделать все, чтобы и ее собственные дети, и другие точно знали, как не попасть в беду. Так появился проект «Школа детской безопасности».

– Все началось с того, что я стала думать, как подготовить дочку к самостоятельному передвижению по городу, – рассказывает Людмила. – Причем сделать это так, чтобы, с одной стороны, не запугать ее: мол, весь мир плохой, а с другой – дать понять, что далеко не всем взрослым можно доверять. Опасности, которые угрожают нашим детям от посторонних, могут быть разные: от мелкого мошенничества до более тяжких преступлений. Приведу статистику: в 2019 году от педофилии в Беларуси пострадали 487 несовершеннолетних. За последние 6 лет количество выявленных преступлений сексуального характера в отношении детей увеличилось в 22 раза, а число обнаруженных педофилов – в 7 раз. Эти цифры – повод задуматься, как правильно защитить своего ребенка. Когда я искала информацию по этому запросу в интернете, наткнулась на международную школу детской безопасности, филиалы которой действуют более чем в 80 городах СНГ: в России, Казахстане, Украине, Узбекистане и Киргизии. У нас ничего подобного не было. И я решила, что могу изменить ситуацию.

«На моем занятии можно падать и кричать»

Конечно, моя собеседница не открывала школу, основываясь исключительно на личных потребностях. Для начала она опросила знакомые семейные пары, а после – более 200 незнакомых родителей из Минска. Мнения сходились – инициатива нужная.

– Оказалось, мамы и папы сомневаются, что уроки ОБЖ всегда приносят нужный результат, когда дело касается безопасного поведения их детей, – говорит Людмила. – Гораздо больше смысла они видят в разговоре по душам, тренинге в интерактивной форме или просмотре тематического мультфильма.

Поэтому получив сертификат тренера по безопасности международной школы, моя собеседница с энтузиазмом приступила к занятиям.

– Помню, на первом тренинге ребята поначалу скептически отнеслись к теме урока, но очень быстро втянулись. В первую очередь из-за подачи материала. Дело в том, что я разговариваю с учениками, предлагаю им отвечать на вопросы, делиться своим мнением, участвовать в инсценировках. Да, на моих занятиях можно падать на пол и кричать. Мальчишкам и девчонкам это нравится – материал они схватывают на лету, – признается Людмила Лосицкая.

«Проблема в том, что дети знают правила только в теории»

Темы, которые планируется осветить на тренингах, самые разные. Детям от 6 до 12 лет расскажут о правильной реакции на постороннего человека, развеют иллюзию о злом образе преступника (многие малыши, насмотревшись мультфильмов, уверены, что и в жизни злодеи носят маски и имеют шрам на все лицо), научат пользоваться главными детскими оружиями: громким голосом и быстрыми ногами. Ребята постарше (от 9 до 16 лет) научатся не попадаться на уловки мошенников, говорить «нет» и отстаивать свои права и личные границы. Кроме того, они поймут, как противодействовать буллингу, узнают об опасностях соцсетей, личной переписки и о способах защиты от проблем в интернете.

Отдельные занятия будут проходить и для девочек-подростков. Они усвоят, как быстро дать отпор в случаях приставания на улице, как правильно реагировать на сексуальные домогательства и многое другое.

– По данным Международной школы детской безопасности «Стоп угроза», 17 из 20 детей младше 10 лет согласятся помочь незнакомому взрослому вытащить котенка из подвала. Четверо из пяти подростков не откажут незнакомцу донести его сумки до машины или выполнят поручение за деньги. Двое из трех школьников решатся на реальную встречу с виртуальным другом.

Проблема в том, что большинство детей знают правила поведения только в теории – заучить заучили их, но не отработали на практике. Этим-то мы и занимаемся на тренингах. После таких занятий и дети будут «вооружены», и родители станут немного спокойнее, отпуская свое чадо на улицу, – резюмирует Людмила.

Юлия КУЛИК

Фото Валерия КАРТУЛЯ