Общество и профсоюзы

Вне моды и родительских амбиций, или Как не просмотреть в ребенке зачатки гения

Каким должно быть дополнительное обучение детей-дошкольников и младших школьников? Какой вред приносит игнорирование детских интересов? И что рекомендуется учитывать родителям, отправляя чадо в кружки? Об этом мы беседуем с Ольгой Николаевной КОРОЛЕВИЧ, детским психологом, куратором отдела художественного творчества Городского центра психолого-педагогическогй помощи при Минском государственным дворце детей и молодежи.

– В стремлении воспитать ребенка разносторонне развитой личностью, а также с целью «взрослого» контроля некоторые родители стараются отправлять дочерей и сыновей во множество кружков, секций и студий. Скажите, Ольга, насколько, по-вашему, полезно и оправдано такое стремление?

– Родительское стремление обнаружить и всесторонне развить способности своего ребенка – вполне понятно и оправданно. Но нельзя забывать о том, что к этому творческому процессу следует относиться с большой долей разумности, учитывать возраст и, конечно, индивидуальные способности ребенка.

Многие мамы задаются вопросами: «А как определить скрытые таланты своего чада? Как не просмотреть, возможно, зачатки гения?» И не находят другого выхода, как записать ребенка на дополнительные занятия по принципу «везде и сразу». Режим детей чересчур обеспокоенных родителей порой такой, что ребенку не остается времени даже на то, чтобы просто поиграть в своей комнате с любимыми игрушками. А между прочим теория привязанности, нынче самая передовая и научно доказанная, утверждает, что ребенок развивается из «точки покоя». Это значит, перед родителем стоит важнейшая задача: обеспечить для ребенка спокойное во всех смыслах слова место для свободной самостоятельной игры и творчества.

– Как в таком случае родителям определить оптимальную дополнительную нагрузку для дошкольников и младших школьников?

– Мы можем, конечно, заглянуть в рекомендованные Санпином нормы, где указано, что для детей 4–6 лет достаточно нагрузки по 1 часу 2 раза в неделю дополнительных занятий, для детей 6–8 лет – до 2 часов 1 раз в неделю. Но мы, психологи, всегда будем стоять за индивидуальный подход. Главное, чтобы время сна и прогулки на свежем воздухе не сокращались из-за дополнительного занятия, которое проходит в помещении.

– Как при этом быть с первоклассниками: стоит ли нагружать их дополнительно кружками, если им и так предстоит адаптироваться к новым условиям в школе?

– Согласна, с поступлением в школу ребенок приобретает не только новую социальную роль «ученик», но получает кучу новых условий, обязанностей и дел, к которым ему необходимо адаптироваться и физически, и психически. Перестраиваться в это время придется и всей семье: изменятся режим, обязанности и прочее. Поскольку вся эта история требует серьезных ресурсов, то в первые полгода как минимум я бы не рекомендовала никакой дополнительной нагрузки. За исключением, если ребенок уже до школы посещал какие-то дополнительные занятия, и они явно являются для него отдыхом, дающим прилив эмоциональных и физических сил.

– Что лучше для ребенка и почему: продолжать занимать его на каникулах кружками и секциями или дать возможность расслабиться и отдохнуть от всего?

– Не вижу никаких препятствий для посещения в каникулярное время кружков и секций, выбранных ребенком самостоятельно, которые доставляют ему явное удовольствие. Хотя во время каникул может снижаться мотивации к занятиям, поскольку меняется режим, а допзанятия часто встроены в еженедельное учебное расписание. Возможно, родители сами хотят немного передохнуть во время каникул, а ребенка – отвезти в деревню к любимым бабушке и дедушке. Думаю, ничего страшного не произойдет от нескольких пропущенных занятий. Главное, чтобы это решение принималось всей семьей, с учетом мнения ребенка.

– Сейчас появилось много онлайн-курсов для детей. Насколько они приемлемы для воспитанников детских садов и младших школьников и каковы ограничения?

– Действительно, в связи с переживаемой пандемией многие преподаватели перешли на онлайн-формат занятий, сохранив связь с учениками. Правда, с детьми дошкольного и младшего школьного возраста сделать это непросто, поскольку удержать внимание такой аудитории перед экраном – это верх мастерства! Если интерес с обеих сторон сохраняется – почему бы и не быть таким занятиям. Ограничения состоят только во времени нахождения ребенка перед экраном: не больше 30–45 минут за раз.

– Знаю случаи, когда родители вспоминают свои нереализованные детские желания и отправляют детей на кружки и секции по своим, а не детским интересам. Бывает, руководствуются тем, что теперь в тренде, в моде или желанием, «чтобы умел себя защитить». Жаль детей, запросы которых игнорируются. Скажите, а каковы могут быть негативные последствия такого родительского навязывания?

– Конечно, при выборе кружка или секции в первую очередь необходимо руководствоваться желанием ребенка и его наклонностями. Если родители пойдут на поводу амбиций и собственных нереализованных желаний, это может сформировать комплекс неполноценности у ребенка и стать поводом для постоянных конфликтов в семье.

Следует помнить, что цель любых дополнительных занятий – самореализация. Ребенок должен получать чувство удовлетворения, а это возможно только в том случае, если человек занимается любимым делом.

У детей дошкольного, младшего, а порой и среднего школьного возраста только формируются такие черты характера, как сила воли, целеустремленность. Поэтому даже при большом желании заниматься тем или иным видом спорта, танцами или посещать интеллектуальные кружки ребенок будет периодически пропускать занятия без особой на то причины. Вот в таких случаях родителям имеет смысл проявить настойчивость. Если же сын или дочь в принципе не хочет посещать занятия, постарайтесь понять причину и решить проблему в интересах ребенка. В большинстве случаев следует поискать более подходящее для него занятие.

– Что должны учитывать родители, отправляя свое чадо в кружки и секции? Ваши самые важные советы, Ольга.

– При выборе дополнительного занятия для ребенка родителям важно учитывать:

  • чем бы хотел заняться сам ребенок;
  • к какому виду деятельности, на ваш взгляд, у него есть склонности;
  • состояние здоровья сына или дочери (у каждой секции или кружка, связанных с физическими нагрузками, есть противопоказания);
  • сколько времени будет уходить на дорогу или занятия в день, за неделю;
  • отзывы о тренере или педагоге (стиль общения с детьми, разумность нагрузок, результативность).

Главное, что следует понять родителям, – дополнительные занятия должны помогать ребенку раскрываться и становиться увереннее в себе, своих силах. Если вы затрудняетесь с выбором, обратитесь за советом к психологу. В процессе индивидуальной консультации специалист поможет определиться с наклонностями и психологическими особенностями личности малыша.

Беседовала Светлана КУРИЛИК

Фото из открытых интернет-источников

P.S. Мы сделали подборку учреждений дополнительного образования в Минске и по областям, где можно найти бесплатные объединения по интересам и секции для детей и юношества. Переходите по ссылке!