Вся страна в твоем смартфоне: как Беларуси перейти на электронное правительство
С начала 2000-х годов Беларусь пытается найти верный путь к построению электронного государства. Сегодня, когда перед ведомствами поставлена задача к 2020 году полностью перейти к цифровому правительству (в рамках программы социально-экономического развития страны на 2016–2020 годы в сфере информатизации), в различных сферах жизни общества постепенно внедряют решения, эффект от которых ощутим и интересен простому белорусу – от оплаты коммунальных платежей через ЕРИП до электронного декларирования доходов. В течение ближайших лет появится еще немало новшеств, которые сэкономят людям время.
Так, недавно Совмин принял постановление, согласно которому в начале 2019 года начнут вводить единый классификатор обращений граждан и юридических лиц. Все обращения в органы государственного управления составят единую электронную базу, доступную каждому. В перспективе ответ на волнующий вопрос можно будет получить максимально быстро. Скоро проще будет получить визу и пройти контроль на границе – портал 1prof.by уже писал о биометрическом паспорте и ID-карте, которые белорусы начнут использовать уже с 2019 года.
Согласно рейтингу ООН, Беларусь занимает 49-е место среди 193 стран по готовности к электронному правительству. Эксперт по цифровой идентификации Академии электронного управления Эстонии Мари Педак считает, что единых баз и цифровых документов для этого недостаточно.
Э-Эстония: от онлайн-паспортов до цифровых выборов
«Цифровое общество для нас – уже привычный образ жизни. Почти 100% общения граждан с правительством происходит в электронном виде. Только за паспортом еще нужно приходить лично», – говорит Мари Педак.
С помощью только ID-паспорта эстонцы могут подписать договор через интернет, ходатайствовать о получении государственного пособия, совершать банковские операции, оформлять налоговые декларации, создавать компании, получать цифровые рецепты на лекарства. А с 2005 года на выборах в Эстонии вместе с традиционными избирательными участками используется и интернет-голосование. Во время последней избирательной кампании в 2017 году таким образом проголосовала треть населения.
«Первый шаг к цифровому правительству – изменение ментальности должностных лиц и переосмысление сути государственных услуг, – считает Мари Педак. – Когда в Эстонии стали развивать электронное правительство, все услуги стали гораздо доступнее и удобнее для людей. Бизнес-анализ государственной системы показал, например, что у граждан спрашивают намного больше документов, чем в действительности необходимо. Мы начали упрощать процессы, делать их более понятными. Зная, зачем нужны те или иные данные, граждане стали больше доверять властям. Доверие – то, без чего электронное управление невозможно».
За несколько десятилетий Эстония совершила настоящий прорыв в создании цифрового правительства и теперь с готовностью делится собственным опытом с другими странами – за более чем 15 лет специалисты Академии электронного управления обучили свыше 3,5 тыс. человек из 60 стран мира.
Сегодня эстонские специалисты, в том числе Мари Педак, работают в Украине. С их помощью в стране-соседке уже к концу 2018 года надеются внедрить многофункциональную систему межведомственного обмена данными, которую успешно используют в Эстонии.
Х-Road – технология близкого будущего
Мари Педак вспоминает неформальный слоган, который был популярен в Эстонии, когда вводили х-Road: должны бегать данные, а не люди. Очевидный плюс единой системы для простых граждан – они могут предоставить информацию о себе только раз без дублирования и передачи документов разным инстанциям.
«Система позволяет сделать человека владельцем своих данных. К тому же он может проверять, кто и для чего использует его личную информацию. Министерство, прежде чем запросить сведения о гражданине, должно дать обоснование, зачем ему это нужно», – объясняет специалист по цифровой идентификации.
Систему х-Road отличает децентрализованная структура, что уменьшает риск хакерских атак; ее могут использовать разные госорганы и провайдеры, а также коммерческие организации. Для этого ведомство должно подключить свою информационную систему к х-Road и настроить права доступа к ней для других органов.
«Наша система создавалась при тесном государственно-частном партнерстве совместно с банками и крупными предприятиями и построена на очень простых решениях. Поэтому люди ее и используют», – рассказывает эксперт.
Чем плоха биометрия
Были попытки получить чужие данные без обоснования. Известным в Эстонии стало дело против следователя, которая по просьбе подруги нашла в системе место жительства ее бывшего мужа, не платившего алименты. На едином портале госуслуг он узнал, кто запрашивал данные, и обратился в Инспекцию по защите данных. За незаконное использование персональной информации следователь осталась без работы.
К вопросу защиты информации в Эстонии подходят очень серьезно. Система х-Road работает на криптографии, что хорошо оберегает персональные данные. Но чаще атакам подвергаются ID-карты: в них минимум личных сведений, нет данных даже об отпечатках пальцев или других биометрических показателях.
«В Эстонии для ежедневной идентификации личности мы не используем биометрию, поскольку считаем ее слишком небезопасной. Если у меня есть пароль и кто-то узнал код, я поставлю новый и буду работать дальше. Если же злоумышленник завладел доступом к биометрическим показателям человека, пальцев с новыми отпечатками уже не получить, а значит, вся система будет скомпрометирована, – считает Мари Педак. – Хотя, конечно, по международным стандартам для выезда за границу биометрия по-прежнему используется».
Новые вызовы, новые планы
Сегодня в Эстонии развивают систему предоставления комплексных государственных услуг, а также «контекстных» услуг: например, молодой маме советуют записать ребенка в детский сад еще на этапе оформления свидетельства о рождении.
«Я не хочу думать о том, когда у меня заканчивается время использования документов. Я хочу, чтобы мне приходило SMS: «Госпожа Педак, срок действия Ваших водительских прав истекает. Можем ли мы отправить Вам новые? Ваше правительство». И мне достаточно нажать «о-кей», чтобы новые права отправили почтой на домашний адрес. То, о чем я говорю, – не шутка, а наше будущее. Первая государственная услуга без участия человека была произведена в Эстонии в конце 2017 года, когда власти решили выделить пенсионерам дополнительное пособие», – рассказывает Мари Педак.
По мнению эксперта, для простого человека государство должно выглядеть как одно мобильное приложение. Совсем скоро Эстония и правда сможет уместиться на ладони – в стране вовсю развивают систему предоставления услуг электронного правительства через мобильные телефоны.
Диана ФИЛИМОНОВА