Наверх

Вся страна в твоем смартфоне: как Беларуси перейти на электронное правительство

04 мая 2018

С начала 2000-х годов Беларусь пытается найти верный путь к построению электронного государства. Сегодня, когда перед ведомствами поставлена задача к 2020 году полностью перейти к цифровому правительству (в рамках программы социально-экономического развития страны на 2016–2020 годы в сфере информатизации), в различных сферах жизни общества постепенно внедряют решения, эффект от которых ощутим и интересен простому белорусу – от оплаты коммунальных платежей через ЕРИП до электронного декларирования доходов. В течение ближайших лет появится еще немало новшеств, которые сэкономят людям время.

Так, недавно Совмин принял постановление, согласно которому в начале 2019 года начнут вводить единый классификатор обращений граждан и юридических лиц. Все обращения в органы государственного управления составят единую электронную базу, доступную каждому. В перспективе ответ на волнующий вопрос можно будет получить максимально быстро. Скоро проще будет получить визу и пройти контроль на границе – портал 1prof.by уже писал о биометрическом паспорте и ID-карте, которые белорусы начнут использовать уже с 2019 года.

Согласно рейтингу ООН, Беларусь занимает 49-е место среди 193 стран по готовности к электронному правительству. Эксперт по цифровой идентификации Академии электронного управления Эстонии Мари Педак считает, что единых баз и цифровых документов для этого недостаточно.

Э-Эстония: от онлайн-паспортов до цифровых выборов

«Цифровое общество для нас – уже привычный образ жизни. Почти 100% общения граждан с правительством происходит в электронном виде. Только за паспортом еще нужно приходить лично», – говорит Мари Педак.

С помощью только ID-паспорта эстонцы могут подписать договор через интернет, ходатайствовать о получении государственного пособия, совершать банковские операции, оформлять налоговые декларации, создавать компании, получать цифровые рецепты на лекарства. А с 2005 года на выборах в Эстонии вместе с традиционными избирательными участками используется и интернет-голосование. Во время последней избирательной кампании в 2017 году таким образом проголосовала треть населения.

«Первый шаг к цифровому правительству – изменение ментальности должностных лиц и переосмысление сути государственных услуг, – считает Мари Педак. – Когда в Эстонии стали развивать электронное правительство, все услуги стали гораздо доступнее и удобнее для людей. Бизнес-анализ государственной системы показал, например, что у граждан спрашивают намного больше документов, чем в действительности необходимо. Мы начали упрощать процессы, делать их более понятными. Зная, зачем нужны те или иные данные, граждане стали больше доверять властям. Доверие – то, без чего электронное управление невозможно».

За несколько десятилетий Эстония совершила настоящий прорыв в создании цифрового правительства и теперь с готовностью делится собственным опытом с другими странами – за более чем 15 лет специалисты Академии электронного управления обучили свыше 3,5 тыс. человек из 60 стран мира.

Сегодня эстонские специалисты, в том числе Мари Педак, работают в Украине. С их помощью в стране-соседке уже к концу 2018 года надеются внедрить многофункциональную систему межведомственного обмена данными, которую успешно используют в Эстонии.

Х-Road – технология близкого будущего

Мари Педак вспоминает неформальный слоган, который был популярен в Эстонии, когда вводили х-Road: должны бегать данные, а не люди. Очевидный плюс единой системы для простых граждан – они могут предоставить информацию о себе только раз без дублирования и передачи документов разным инстанциям.

«Система позволяет сделать человека владельцем своих данных. К тому же он может проверять, кто и для чего использует его личную информацию. Министерство, прежде чем запросить сведения о гражданине, должно дать обоснование, зачем ему это нужно», – объясняет специалист по цифровой идентификации.

Систему х-Road отличает децентрализованная структура, что уменьшает риск хакерских атак; ее могут использовать разные госорганы и провайдеры, а также коммерческие организации. Для этого ведомство должно подключить свою информационную систему к х-Road и настроить права доступа к ней для других органов.

«Наша система создавалась при тесном государственно-частном партнерстве совместно с банками и крупными предприятиями и построена на очень простых решениях. Поэтому люди ее и используют», – рассказывает эксперт.

Чем плоха биометрия

Были попытки получить чужие данные без обоснования. Известным в Эстонии стало дело против следователя, которая по просьбе подруги нашла в системе место жительства ее бывшего мужа, не платившего алименты. На едином портале госуслуг он узнал, кто запрашивал данные, и обратился в Инспекцию по защите данных. За незаконное использование персональной информации следователь осталась без работы.

К вопросу защиты информации в Эстонии подходят очень серьезно. Система х-Road работает на криптографии, что хорошо оберегает персональные данные. Но чаще атакам подвергаются ID-карты: в них минимум личных сведений, нет данных даже об отпечатках пальцев или других биометрических показателях.

«В Эстонии для ежедневной идентификации личности мы не используем биометрию, поскольку считаем ее слишком небезопасной. Если у меня есть пароль и кто-то узнал код, я поставлю новый и буду работать дальше. Если же злоумышленник завладел доступом к биометрическим показателям человека, пальцев с новыми отпечатками уже не получить, а значит, вся система будет скомпрометирована, – считает Мари Педак. – Хотя, конечно, по международным стандартам для выезда за границу биометрия по-прежнему используется».

Новые вызовы, новые планы

Сегодня в Эстонии развивают систему предоставления комплексных государственных услуг, а также «контекстных» услуг: например, молодой маме советуют записать ребенка в детский сад еще на этапе оформления свидетельства о рождении.

«Я не хочу думать о том, когда у меня заканчивается время использования документов. Я хочу, чтобы мне приходило SMS: «Госпожа Педак, срок действия Ваших водительских прав истекает. Можем ли мы отправить Вам новые? Ваше правительство». И мне достаточно нажать «о-кей», чтобы новые права отправили почтой на домашний адрес. То, о чем я говорю, – не шутка, а наше будущее. Первая государственная услуга без участия человека была произведена в Эстонии в конце 2017 года, когда власти решили выделить пенсионерам дополнительное пособие», – рассказывает Мари Педак.

По мнению эксперта, для простого человека государство должно выглядеть как одно мобильное приложение. Совсем скоро Эстония и правда сможет уместиться на ладони – в стране вовсю развивают систему предоставления услуг электронного правительства через мобильные телефоны.

Диана ФИЛИМОНОВА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
20 апреля 2024 19 апреля 2024 18 апреля 2024
Все новости