Общество и профсоюзы

«Я в вашу школу больше не пойду!» Как помочь первокласснику адаптироваться к учебному заведению

Поступление в школу означает для маленького человека не только получение почетного статуса «ученик» и права считаться взрослым. Часто эти перемены в жизни сопряжены и с серьезными психологическими трудностями.

Как помочь маленькому человеку пережить перемены с минимальным ущербом для психологического здоровья? Как сделать так, чтобы после первой недели в школе не услышать от сына или дочери: «Больше я туда не пойду»?  Об этом и многом другом рассказала педагог-психолог основного отдела комплексной реабилитации государственного учреждения образования «Витебский областной социально-педагогический центр» Анастасия Курчатова.

Наш разговор педагог-психолог с большим практическим стажем в гимназии № 3 города Витебска начала неожиданно:

– Если родители задумались о том, что предпринять, чтобы облегчить адаптацию ребенка к школе только 1 сентября, то я вынуждена их разочаровать: во многом они уже опоздали. Для того, чтобы первоклассник лучше воспринял учреждение образования, сразу смог почувствовать себя в школе как дома, знакомиться с ней надо заранее.

Есть дети, которые очень болезненно воспринимают приход в их жизнь незнакомого человека. Тем более, если с ним теперь придется проводить немало времени. А именно этим человеком станет их первый учитель. У таких первоклассников на первых порах могут быть слезы и даже истерики.

Как правило, это мальчики и девочки, которые не посещали детский сад. В старших группах детского сада воспитатели специально готовят ребят к поступлению в учреждение образования, подготавливают к занятиям, своевременному выполнению требований.

– Если ребенок не посещает детский сад, чем можно облегчить его адаптацию?

– Хорошо адаптируется дети, которые посещали подготовительные курсы при школах, куда они пойдут в первый класс. Обычно эти занятия проводит учитель, который будет дальше вести первоклассников. Кроме того, ребенок привыкает к коллективу – к классу, в котором придется учиться следующие годы.

Но и после таких курсов нельзя быть уверенным, что все сложится идеально. Особенно внимательно наблюдает учитель за ребятами первые 2-3 недели сентября. Этот период еще не является полноценной учебой. В школе его называют «Введение в школьную жизнь». Педагог обращает внимание, насколько хорошо ребенок чувствует себя на занятиях, внимателен ли он, есть ли желание поднимать руку и отвечать. Следует наблюдать за первоклассником и его родителям. Если взрослые замечают несвойственные ребенку поступки, нелогичное поведение, об этом следует сообщить школьному педагогу-психологу. Чем раньше выявлена проблема, тем проще ее будет устранить.

При этом надо помнить, что адаптация к школе – это далеко не только первый месяц учебы. Обычно она продолжается полгода. А говорить о том, что у маленького человека есть дезадаптация с уверенностью можно только по прошествии первых 6-9 месяцев.

– Что лучше для адаптации: когда ребенок полностью готов к школе и умеет читать и писать, или когда малыш не занимался вообще и каждый урок для него – открытие?

– Я считаю, что оба случая – это две крайности. Но здесь невозможно определить ту грань, после которой можно сказать: заниматься с ребенком уже достаточно. Каждый человек – это индивидуальность. И подход тоже должен быть к каждому свой.

Другое дело, родителям важно на первых порах обращать внимание, с радостью ли ребенок занимается, есть ли у него интерес. И если его нет, найти то, что смогло бы увлечь первоклассника. Возможно это будет игра: в первом классе очень часто учителя используют игровые тактики для того, чтобы привлечь внимание ребенка. Важно в этот период не переусердствовать с учебой.

В этой связи возникает вопрос о так называемом «синдроме отличника». Насколько он распространен и опасен?

– «Синдром отличника» – это чаще всего нереализованные родительские амбиции. Человек – социальное существо. И каждому из нас хочется быть успешным. И случается наблюдать такие ситуации: родители, которые не добились в своей жизни в полной мере того, чего хотели, подсознательно транслируют детям свои проблемы и комплексы. Мама и папа начинают требовать, чтобы их ребенок был лучшим во всем, а маленький человек хочет быть любимым, хочет, чтобы родители были им довольны. Потому прилагает много сил и энергии, чтобы соответствовать этим требованиям.

Родителям важно понимать, что у маленького человека психика неустойчива, лишние нагрузки могут негативно повлиять на его психическое и психологическое состояние. И в этом случае взрослые должны быть предельно внимательны, чтобы найти золотую середину: не перегрузить, но и не занизить требования. Ведь если от маленького человека ничего не требовать, он может очень быстро понять, что может расслабиться.

Очень важно, чтобы у первоклассника была возможность чередовать виды деятельности. Чтобы ребенок лучше воспринимал гуманитарную или математическую информацию, их нужно чередовать.

– То есть, есть смысл при поступлении в первый класс сразу же записать ребенка в творческую студию или отдать в музыкальную школу?

– А здесь есть свои тонкости. Ребенку необходимо адаптироваться к новому коллективу, об этом мы уже говорили. А теперь представьте, что таких коллектива – два.

Поэтому если вы планируете серьезные и долговременные занятия вашего ребенка музыкой или спортом в определенном коллективе, то начать их лучше за год до поступления в школу или во втором классе. 

Если же дополнительные занятия проходят на базе школы, в которую пошел первоклассник, или являются нечастыми, то их можно начинать и в первом классе. Внимание следует обратить также на величину нагрузки. Например, музыкальная школа – это достаточно серьезное дополнение к основной учебе. Не все первоклассники могут нарисовать фигуры или буквы между строчками. А им придется параллельно с этим постигать нотную грамоту.

– На что еще вы бы обратили внимание родителей первоклассников?

– Не стоит паниковать, если за первый месяц ребенок к школе не привык. Поставьте себя на его место: вы, взрослый человек, который умеет выстраивать отношения в коллективе, меняете место работы. Легко ли вам будет первое время?  А здесь – малыш, который не всегда может сразу выстроить отношения с учителем, с другими ребятами. К тому же нужно выполнять новые требования, писать, читать. А это тоже может получиться не сразу.

Поэтому родители в период адаптации должны много разговаривать с ребенком, чувствовать и понимать его настроение. А еще – почаще его хвалить, говорить: «Я в тебя верю, ты справишься». Можно приводить свои примеры из детства, рассказывать, как у вас что-то не получалось, но благодаря родителям или учителю удалось победить неудачи и добиться успеха. 

Хорошо работает следующая мотивация. Малышу, у которого что-то не получается, напомните, как учатся ходить дети.  Сначала они лежат, потом учатся садиться, потом – ползать. И только потом идут и даже бегают: все получится, пусть не сразу.  Ведь именно для этого дети и идут в школу.

Ни в коем случае не говорите плохо о том учреждении образования, в которое пошел ваш сын или дочь.  Не умаляйте авторитет учителя, не говорите, будто знаете что-то лучше педагога. Ведь от контакта учителя и ученика зависит очень многое. 

– В том числе и скорость адаптации?

– Совершенно верно. Эмоциональная привязанность между учеником и педагогом кроме того – залог успешной учебы в младшей школе.

Виктория ДАШКЕВИЧ

Фото автора