За чужой счет: кто и почему просит о помощи на улицах городов?
Мир не без добрых людей. Если попал в беду, то обязательно найдется поддержка. И не только со стороны государства или общественных организаций, но и от частных лиц. Но нередко случается, что за помощью обращаются не инвалиды или погорельцы, а вполне здоровые, благополучные на вид люди. Некоторые стараются таким образом беззаботно пожить за чужой счет. Наш корреспондент попробовала разобраться в социальном явлении.
Не так давно на заседании комиссии по делам несовершеннолетних Барановичского горисполкома рассматривалось поведение 10-летнего Павлика. В поле зрения социальных служб мальчишка попал за назойливые просьбы о помощи у одного из крупных торговых центров. В последний раз, к примеру, искал «спонсора» для оплаты коктейля в баре…
По мнению членов названной комиссии, мальчиком движет жажда легких денег. Однако не будем спешить осуждать ребенка. Судьба у Паши непростая, и это при том, что государство многое делало для его семьи – выделило, к примеру, социальное жилье. Но мама Павла уж очень любит спиртное. Ее лишили родительских прав и выселили из доставшегося бесплатно жилья. Ребенок оказался на попечении у бабушки, однако пенсионерка не могла справиться с шустрым внуком. Павлик хотел обеспеченной жизни, потому и решил выпрашивать деньги у прохожих. Сейчас он живет в социальном приюте.
Разговор с беженкой
В Бресте у мнимых инвалидов и погорельцев большой популярностью пользуются рынки, храмы и переходной мост к железнодорожному вокзалу. Там можно встретить разношерстную публику. Пробую побеседовать с женщиной, называющей себя беженкой. Говорит, приехала из Украины, из зоны военного конфликта; осталась без средств к существованию.
Слушаю душещипательную историю, а потом предлагаю помощь. Нет, не разово-денежную, а более предметную – трудоустройство, посредством которого можно обрести и крышу над головой. Рассказываю беженке о том, какие отзывчивые люди работают в управлении по труду, занятости и социальной защите Брестского облисполкома, и предлагаю туда отправиться вместе со мной.
– Документы же у вас при себе? – интересуюсь на всякий случай.
– Нет никаких документов, все украли на вокзале в Ковеле, – на глазах у собеседницы появляются слезы…
Но тут к моей новой знакомой подходит, судя по всему, ее приятельница, и женщины начинают «гутарить». И тут меня осенило: если украли паспорт еще на сопредельной стороне, то как можно было пересечь границу Беларуси? И все же от своей затеи помочь я не отказываюсь.
– Идемте! – настойчиво зову беженку.
– Ты чего к ней привязалась?! Дай денег и иди своей дорогой, – неожиданно вступает в разговор ее собеседница.
Подходят еще знакомые моей собеседницы, враждебно посматривают в мою сторону, и я понимаю, что самое время ретироваться.
В других местах, где удалось встретить людей, просивших помочь, диалога ни с кем из них не получилось: кто-то просто отмалчивался, кто-то сразу отворачивался, некоторые убегали; были и такие, кто открыто сыпал угрозами. И как после этого им верить?
– Помогать случайным людям на улицах города и в самом деле не хочется, – рассуждает брестчанка Галина Васильева. – Некоторые намеренно пользуются чужой добротой, нагло и беззастенчиво вымогая деньги. Поэтому благотворительностью нужно заниматься цивилизованно, адресно. К тому же у многих, думаю, есть пожилые или малообеспеченные родственники. Не лучше ли помочь им?
Помогать или нет?
– Помощи в нашей стране просить не запрещено, в этом не усматривается ничего противозаконного, – разъясняет начальник управления охраны правопорядка и профилактики УВД Брестского облисполкома Геннадий Войтович. – Однако в случае, если просящий проявит назойливость, как небезызвестный Паниковский, это может быть расценено как мелкое хулиганство. Тогда придется отвечать по закону.
В католических приходах Беларуси организовано питание для нуждающихся.
Настоятель прихода Матери Божьей Фатимской (Барановичи) Конрад Патыка уверен, что бедность духовная нередко приводит к бедности материальной.
Сестра Александра Рыболтовская развозит еду одиноким пожилым людям.
– Когда-то, завидя человека с протянутой рукой, мы были однозначны во мнении: нужно помочь, – говорит священнослужитель. – Сейчас же некоторые избрали для себя такой образ жизни – за чужой счет. Стоит ли помогать таким людям или нет – личное дело каждого. Все зависит от конкретной ситуации. Прежде чем принимать решение, нужно лучше узнать человека. Верный путь совесть подскажет. Многие люди записываются в волонтеры, наделяя по-настоящему нуждающихся одеждой, питанием, уходом.
Галина СТРОЦКАЯ
Фото Корнелия КОНСЕКА