Зачем нужен наставник на работе? Ответ знает Владимир Артамонов
На вопрос, сколько его учеников сейчас трудится на заводе, лучший наставник строительной отрасли страны, формовщик изделий и конструкций 5-го разряда КУП «Витебский ДСК» Владимир Артамонов ответить не может. Делая важную работу, подсчетов не вел. Он и сам почти 35 лет назад пришел сюда без опыта и специального образования. Путевку в жизнь дал наставник.
Из связистов – в строители
В конце 1980-х мальчишка из многодетной семьи окончил Витебский техникум связи. Молодого специалиста в области автоматической электросвязи распределили в город Сургут Тюменской области. Но, отработав два положенных года, вернулся – тянуло на родину. После месяца отпуска решил жениться.
– И сразу же поменять сферу деятельности, – рассказывает Владимир Иванович. – Главным стимулом освоить строительную специальность стали гарантии, которые предлагали на заводе КПД Витебского домостроительного комбината.
В 1990-е годы это было, пожалуй, единственное в городе предприятие, где специалисты зарабатывали до 300 рублей. Вполне реальными оказались и перспективы иметь собственное жилье: квартиры работники получали в течение 10 лет, а ожидавшим очереди предоставляли общежитие.
Молодого человека приняли сначала учеником. Под руководством наставника Леонида Белковского он получил начальные трудовые навыки и 2-й разряд. Дальше нужны были только терпение и настойчивость, чтобы совершенствовать квалификацию до высшего, 5-го, разряда.
– Леонид Александрович был очень толковый бригадир и неравнодушный человек – всех обучал, всем подсказывал, – вспоминает он наставника. – И мне с первых дней дал многое. Уверен, что именно благодаря ему я и закрепился на заводе. Кроме распределения, Витебский завод КПД – мое единственное место работы.
Заводская педагогика
А спустя 16 лет после трудоустройства Владимир и сам стал наставником. Отмечает, что в начале трудовой деятельности четко понимал: до высокой зарплаты надо профессионально дорасти. И сейчас сразу честно очерчивает перспективы своим ученикам, добавляя, что успех напрямую зависит от личного старания и желания работать.
– Чего стоит ученик, видно уже через неделю-другую, – замечает мастер. – Но это не значит, что с каждым работаю по шаблону. К молодым коллегам нужен индивидуальный подход. Например, одного важно похвалить, пусть и авансом. А другому, напротив, намекнуть, что до мастерства ему еще очень далеко. Тогда он будет особенно стараться, чтобы доказать и мне, и себе обратное.
Кто знает, если бы это умение работать с молодежью у Владимира Ивановича рассмотрели еще в юности, возможно, из него вышел бы педагог. Однако, оглядываясь на пройденный путь, он отмечает – все в жизни сложилось наилучшим образом и, даже будь такая возможность, менять бы ничего не стал.
С учеником наставник работает месяц. Начинают с малого, когда молодой формовщик осваивает самую простую операцию, переходят к следующей. Как правило, после работы под кураторством Владимира Артамонова ребята сдают на 2-й разряд. На 3-й можно претендовать через несколько месяцев. После этой ступени видны первые плоды: зарплата существенно увеличивается, а работник, как правило, закрепляется на предприятии.
Цель и инструменты
Кроме практических навыков, уверен наставник, важно с первых дней приучить к трудовой дисциплине. Соблюдение правил охраны труда особо важно в травмоопасной строительной отрасли. За этим на предприятии следят, но много значит и личный пример наставника. Наличие средств индивидуальной защиты, отказ от телефона в цеху, правильная организация рабочего места – все это прививается с самых первых дней. Так, чтобы потом на эти важные нюансы не тратить время. Ведь на счету каждая минута – от выработки зависит зарплата.
Кстати, время, которое наставник тратит на обучение молодежи, компенсируют доплатами. Такая норма не всегда была в колдоговоре предприятия.
– Конечно, нужное дело – заинтересовать наставника, – рассуждает собеседник. – Но эту работу я выполнял и без бонусов. Вся моя жизнь прошла на заводе. Он наше большое общее дело. И я горд: моя лепта есть в том, что предприятие получает крепких, мотивированных на результат специалистов. А еще тем, что повлиял на судьбу ребят, показал им цель и дал инструменты для ее достижения – знания и навыки.
Дочери Владимира Артамонова не пошли по стопам отца, стройка – мужское дело. Но на предприятии трудятся его ученики, только за последние полгода их было 6, и они – достойное продолжение мастера.
Виктория ДАШКЕВИЧ
Фото Валерия КАРТУЛЯ