Наверх

Заводчик: «Крысы – очень дружелюбные и невероятно любопытные создания»

05 января 2018

В питомнике декоративных крыс рассказали, почему крыса в доме – это хорошо.

Минских заводчиков Пуму и Мони из единственного в Беларуси коллективного питомника декоративных крыс Iron Rat знают все, кто когда-нибудь задумывал вступить в ряды крысовладельцев. В этом году питомнику исполнилось 11 лет.

«Крыс я любила с детства, но все как-то абстрактно. Помню, специально ходила на помойку зоопарка посмотреть на пасюков (так заводчики называют диких, недекоративных крыс. – Прим. авт.). Когда я начала подкармливать мышей возле дома, папино сердце не выдержало, и он принес мне первого крысака», – улыбается Марина Мисюра (Мони). Сейчас в ее стае 19 крыс. Все мальчики – золотой генофонд питомника.

Как шутит Елизавета Спиридонова (Пума), крыс много не бывает. Ее стаж крысовладения насчитывает более 10 лет. Сначала удалось уговорить мужа со свекровью на одного крысака, через полгода их стало 4, а спустя пару лет – уже 24.

«Крысы как никакие другие грызуны ориентированы на человека. Они очень дружелюбные и невероятно любопытные создания. Меня всегда поражал их интерес к человеку. Большинство диких животных подбежит к жилью, чего-нибудь съест и убежит. Эти же за тобой все время следят», – делится наблюдениями Елизавета.

Крыса в доме – хозяину счастье

В этой квартире все подстроено под хвостатых: начиная от мягких игрушек-сородичей на полках и заканчивая фанерным листом метр высотой поперек входа в комнату – чтобы питомцы не разбежались. Провода пущены не по полу, а по потолку.

«Это поколение у меня физкультурное. Если очень захотят, то и на карниз заберутся. А еще крысы приучают к порядку. Разбросанные вещи сразу растаскивают по углам. Однажды пасюк утащил под стол пакет с наполнителем в 3 раза его тяжелее», – со смехом вспоминает Марина.

На 19 усатых носов у крысовода приходится 3 высокие клетки-«многоэтажки», в каждой из которых множество лесенок, переходов, гамаков и укромных местечек.

Я пришла аккурат во время «тихого часа», поэтому максимум, что удается насчитать, – это два выглядывающих из-под вороха «одеял» носа и один хвост.

«Крыса – обманчиво неприхотливое животное. Вроде бы маленькое и неактивное, на самом же деле – очень шустрое и требует много внимания. В памяти наших людей до сих пор живо советское прошлое, когда нормальным считалось держать хомячков в 3-литровых банках и кормить объедками со стола. Но такое содержание недопустимо! Крысам нужна просторная клетка, ежедневный выгул в течение 2–3 часов и специально сбалансированный рацион», – перечисляет Елизавета Спиридонова.

В питомнике не продадут крысу человеку, не готовому обеспечить животному достойные условия. Не получат крысу и те, кто хочет купить животное в подарок или собирается держать его в одиночестве. Крысы – существа социальные и без компании очень скучают.

Достаточно много желающих приобрести хвостатого питомца пришло после выхода книг Ольги Громыко серии «Год Крысы». Чтобы достовернее описать героя, который периодически перевоплощался в крысу, белорусская писательница сама завела стайку грызунов и даже какое-то время была заводчиком.

«Ушастик» с родословной

Из «норки» на верхнем этаже клетки высовывается любопытный носик, за ним показывается лопоухая мордочка. Этот красавец – разновидности «дамбо», названной так в честь диснеевского героя-слоненка. Пород у крыс нет, животных различают по окрасу, маркировке, типу шерсти, форме ушей.

«Заводчики отслеживают родословную питомцев не для того, чтобы увеличить стоимость крысы. Это относительная гарантия того, что животное будет здоровым и с покладистым характером, – объясняет Марина Мисюра. – Не каждая крыса питомника отправляется на продолжение рода. Если животное нездорово или в поведении есть изъяны – крыса слишком трусливая, истеричная или агрессивная, то останется без потомства».

Заводчиков и крысоводов не смущает перспектива отправиться за подходящей твоей крысе парой в другую страну. Правда, признаются заводчики, иногда на границе возникают проблемы: точный перечень документов для перевозки крысы до сих пор не определен. Если на границе в пределах СНГ достаточно справки о здоровье животного, то для дальних поездок необходимо чипировать грызуна.

Каждая беременность крысы добавляет седины в волосы заводчика. Крысиный помет составляет в среднем 6–14 детенышей. При родах случаются осложнения, порой необходимо делать кесарево (конечно же, не заводчику), после чего иногда приходится искать кормилицу для малышей или кормить крысят из пипетки.

О врачах и выходцах из вивариев

«Когда у меня появились первые крысы, способных их лечить врачей в Беларуси не было. Я нашла в Минске ветеринара, который буквально тренировался на моих животных, пока не стал полноценным крысиным доктором», – рассказывает Елизавета.

Теперь в списке ветеринаров десяток фамилий. Клиники, куда можно обратиться с крысой и получить квалифицированную помощь, есть не только в Минске, но и в Гродно, Гомеле, Бресте и Витебске. Те, кто живет в других городах, чаще всего «лечатся» на форумах.

«К сожалению, крысы живут немного и к 2–2,5 года начинают болеть. С этого времени начинаешь тратиться на специальный уход, лекарства, ветеринаров. Из самых частых проблем, с которыми сталкиваются хозяева, – опухоли и респираторные заболевания. У самцов с возрастом могут отказывать задние лапки», – говорит Марина Мисюра.

Про виварии заводчикам говорить сложно. Как и про «плодильни», где животное безостановочно случают, не заботясь о том, что оно может умереть через несколько месяцев от полного истощения организма – именно оттуда большинство грызунов поставляют в зоомагазины. Такое бездумное разведение сбивает цикл размножения и порождает множество болячек, которые часто передаются по наследству.

«Крысы из вивариев – это отдельная тема. Иногда сердобольные лаборанты втихаря от начальства предлагают желающим забрать контрольную группу, оставшуюся после опытов, или поголовье, которое подлежит ликвидации при закрытии лаборатории на каникулы. Энтузиасты по возможности забирают таких крыс, лечат и пристраивают в хорошие руки», – рассказывает крысовод.

В стае Марины Мисюра есть одна лабораторная мышка с красными глазками-бусинками.

По наблюдениям Елизаветы Спиридоновой, среди крысовладельцев – люди разного возраста и профессий. «Держать крысу очень удобно людям с посменным графиком работы. Этих животных не нужно выгуливать и кормить по часам. Запоздал на пару часов – крысы пообедают сами, тайников с едой у них хватает. Наверное, отчасти поэтому среди крысовладельцев много медиков», – объясняет заводчик.

Про Дюдище

Иногда заводчики не только содержат декоративных крыс, но и подбирают «дикарей». У Марины Мисюра пасюки живут своей маленькой стаей. В дом они попали совсем крохами, но такими же ручными, как и декоративные собратья, им никогда не стать.

«Дикие крысы – не агрессивные, они просто другие. На порядок осторожнее и опасаются всего незнакомого. Каждый новый человек для них – потенциальный крысоед», – рассказывает крысовод и открывает клетку, показывая мне питомцев.

Вместо пасюков на шелест насыпаемых в кормушку хлопьев прибегает здоровое Дюдище – так ласково Марина называет живущего с дикарями 950-граммового декоративного крысака, который отлично знает, когда и каким способом можно увеличить ежедневный паек. Главная задача Дюдища – объедать пасюков, которые не решаются выйти к миске, пока в доме хозяйки чужие люди.

Не желая оставлять пасюков совсем без обеда, торопливо собираюсь на выход. Все время, пока надеваю куртку и сапоги, чувствую на себе внимательный взгляд множества глаз-бусинок.

Диана ФИЛИМОНОВА

Фото автора

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
18 апреля 2024 17 апреля 2024 16 апреля 2024
Все новости