Животные не отходы! Почему нельзя принимать Закон «Об обращении с животными»
Нередко в центре Минска можно увидеть женщину с трехлапым псом. Это зоозащитница Ольга Майорова и дворняга Бай, которого она 2,5 года назад забрала из брестского приюта для животных. Вместе они собирают подписи против принятия Закона «Об обращении с животными».
– Бай очень умный и дружелюбный пес. И его судьба полностью отражает состояние зоозащиты в Беларуси, – знакомит Ольга со своим питомцем.
Байка – так его ласково называет хозяйка – доверчиво дает погладить себя по загривку, с любопытством обнюхивает. Свое увечье он получил, будучи беспризорной собакой – попал под машину. Пса забрали волонтеры и нашли для него хозяйку, однако через некоторое время Бай опять попал на улицу. Собаку снова подобрали волонтеры, лечили, но пришлось ампутировать лапу. С этого момента она стала никому не нужной…
– Знакомые сделали пост в фейсбуке о трехлапом Байкале – так его назвали волонтеры. Я решила забрать собаку. Сразу нашелся человек, готовый перевезти ее в Минск. Когда Бай попал ко мне, ел все подряд – настолько оголодал в приюте. Он боялся других собак, потому что они его обижали, – вспоминает Ольга Майорова. – На любом этапе своей жизни Бай мог погибнуть. То, что он выжил, попал к волонтерам, а потом и ко мне – большая удача. У нас все строится на случайностях. Но вот только в Беларуси нет законодательной основы для счастливого случая…
Почему нет закона
Уже 15 лет в нашей стране не могут принять Закон «Об обращении с животными». Попытки предпринимались в 2003-м, 2004-м, 2011-м и 2016 годах. Однако проекты неизменно заворачивались из-за недовольства общественности: закон защищает не животных, а людей от них, не права четвероногих, а имущественные права их владельцев. В 2016 году во время общественных обсуждений зоозащитники направили более 700 предложений, как доработать закон. Вопреки ожиданиям, на этом дело остановилось.
По неофициальным данным, на осенней сессии Палаты представителей Нацсобрания проект закона рассмотрят снова. Причем есть риск, что его примут без общественных обсуждений.
Ольга Майорова решила повлиять на ситуацию и собрала неравнодушных волонтеров, владельцев животных, зоозащитников. Стихийно созданная гражданская инициатива «Мы с тобой в одном доме» опубликовала петицию, в которой активисты призывают власти не принимать Закон «Об обращении с животными», а присоединиться к европейским конвенциям и подготовить новый Закон – «О защите животных».
– Мы давно болеем этим делом и все время надеемся, что сможем изменить ситуацию к лучшему. Не случайно в своей петиции представили комплексное предложение по изменению проекта закона, в котором объединили и присоединение к европейским конвенциям, и создание Закона «О защите животных», и изменение статьи 137 Гражданского кодекса о статусе животных, – перечисляет Ольга Майорова. – Мы хотим собрать минимум 100 тыс. подписей, как электронных, так и «живых», чтобы показать: людей, которых волнует положение животных в Беларуси, очень много. Мы надеемся на поддержку религиозных конфессий, потому что проблемы бездомных животных затрагивают вопросы морали. Наша гражданская инициатива уже подготовила видеообращения. Конечно, будем обращаться и в госорганы.
Не член семьи, а имущество
Изменение статьи 137 ГК зоозащитники считают ключевым шагом, который впоследствии сможет повлиять на всю систему. Согласно действующему законодательству, к животным применяются правила об имуществе. Положение усугубляется тем, что Закон «Об обращении с животными» разрабатывает непрофильное ведомство – Министерство жилищно-коммунального хозяйства.
– Я считаю неправильным, что над законом о животных работают те же люди, которые готовили статьи для Закона «Об обращении с отходами». Нынешний законопроект исходит из соображений экономии, но никак не интересов владельцев, зоозащитников и, что важнее, самих животных, – уверена активистка.
Возможно, авторов документа действительно больше волнует тишина во дворах и отсутствие жалоб от квартиросъемщиков. Пример тому – одна из статей проекта закона, которая ограничивает количество животных в квартире до двух. Причем в документе ничего не сказано о бездомных животных, а значит их по-прежнему будут отлавливать.
– Если мы изменим 137-ю статью и наделим животных особым статусом, то это автоматически затронет все категории: бродячих, лабораторных, зверей индустрии развлечений. Появится ответственность за преследование животных, – считает Ольга Майорова.
Нынешний проект закона распространяется только на животных, которые попали в категорию «домашних»: собак и кошек. Грызуны, птицы, рыбы находятся в зоне ответственности Минсельхозпрода.
К слову, в начале 2018 года Минприроды выступило с предложением внести в готовящийся Закон «Об обращении с животными» запрет на контактные зоопарки. Это случилось после нашумевшей истории с передвижным российским дельфинарием. Тогда белорусских зоозащитников возмутили условия, в которых содержали животных. Привлечь к ответственности иностранных гастролеров не удалось, но петиция против передвижных зверинцев все же получила резонанс.
Милосердие к живодерам?
В 2015 году в Уголовном кодексе изменили часть 1 статьи 339 и ужесточили наказание для мучителей. Так, теперь жестокое обращение, повлекшее увечье или гибель животного, в Беларуси наказывается общественными работами, штрафом, исправительными работами или арестом до 1 года. На всем постсоветском пространстве наше законодательство к живодерам милосерднее всего. В России, например, им грозит срок до 5 лет.
После изменений в законодательстве мало что изменилось. По статистике, за первое полугодие 2018 года в Беларуси возбудили только 11 уголовных дел за жестокое обращение с животными. Причем 5 из них пришлось приостановить из-за невозможности установить обвиняемых.
– Проблему невозможно решить только введением наказаний. Обязательная вакцинация, чипирование, стерилизация бездомных животных – вот решения, которые сразу подняли уровень зоозащиты в других странах. Но и этого мало. Нужно искоренять потребительское отношение к животным в обществе, проводить программы по просвещению, делать социальную рекламу, – считает Ольга Майорова.
Волонтер инициативы «Мы с тобой в одном доме» Ольга Павлович много лет посвятила спасению бездомных животных. У нее самой дома две кошки, найденные в поле рядом с деревней в Смолевичском районе в ужасном состоянии.
Фото из личного архива Ольги Павлович.
– Многие проблемы возникают от несознательности людей. Сколько домашних животных остаются на дачах после окончания сезона! Иногда через забор подбрасывают новорожденных котят. Волонтерам без поддержки государства, госпрограмм справиться тяжело. Есть люди, которые готовы тратить свои деньги, брать животных на передержки, покупать лекарства, но это ограниченный ресурс, – говорит Ольга Павлович.
По ее словам, самая большая проблема, с которой сегодня сталкиваются волонтеры, – нехватка места: бродячих животных так много, что их просто негде держать.
Что делать?
В европейских странах (в частности, в Германии) работают государственные программы стерилизации бездомных животных: на улицах немецких городов их фактически нет, что всегда удивляет туристов. Домашних питомцев жители заводят осознанно, потому как это влечет за собой огромные траты: ежегодный налог на животных, медицинское обслуживание, страховка. Если не можешь содержать питомца в достойных условиях, об этом вмиг узнают ветеринарные службы и общества защиты животных.
А в Швейцарии общественность и вовсе выступает за наличие адвокатов для животных, хотя парламент пока не поддержал инициативу. С начала 2000-х в стране действует законопроект, согласно которому при разводе семейной пары животное не оценивают по рыночной стоимости и не делят, как имущество. Суд отдает питомца тому владельцу, с кем ему будет лучше.
Волонтеры гражданской инициативы Ольга Павлович, Ольга Майорова и Олег Хвалов.
Беларуси до таких инициатив пока далеко, но приблизить цивилизованное будущее без страданий животных можно уже сегодня.
– Начать стоит со 137-й статьи Гражданского кодекса. Следующий шаг – присоединение к международным конвенциям по защите животных. Для этого нужно привести к определенным стандартам внутреннее законодательство страны. Так, например, чтобы присоединиться к Европейской конвенции по защите домашних животных, не нужно радикально менять законы – следует выполнить минимальные требования, провести мониторинг ситуации и социологические исследования и иметь поручительство страны, которая уже присоединилась к конвенции. После этого можно принимать конкретные решения, – считает волонтер гражданской инициативы «Мы с тобой в одном доме» Олег Хвалов.
Диана ФИЛИМОНОВА
Фото автора