Знаменитый 140-й: как указ влияет на авторынок Беларуси
Многие скептично улыбались, когда вступил в силу Указ № 140 «О возмещении пошлин и налогов»: согласно ему многодетные семьи и инвалиды получили возможность пригнать автомобиль из Европы дешевле. Но машины по льготной растаможке стали слишком активно поступать в Беларусь. Как это повлияет на рынок?
Четверть машин на белорусском рынке – «европейки»?
Традиционно авторынок Беларуси принято делить на три части. Первая, и в настоящий момент самая многочисленная, – новые автомобили. Благодаря умело встроенным в процесс продажи финансовым инструментам дилерских центров сегодня около 50% машин на белорусских номерах были куплены в фирменных салонах.
Вторую часть составляют авто из России. Эти машины могут быть разного возраста, состояния и комплектации. Главное преимущество авторынка восточной соседки – богатый выбор и разумная цена. Но есть у таких сделок и серьезные риски, к примеру, полукриминальное происхождение автомобилей. Схем обмана доверчивых потребителей так много, что они не поддаются учету. Поэтому часто слышны печальные истории о залоговых или угнанных авто, каким-то образом оказавшихся по эту сторону границы.
«Ввоз б/у автомобилей из Российской Федерации за последние годы приобрел характер полукриминальный, – говорит Сергей Михневич, председатель Белорусской автомобильной ассоциации. – Это касается даже почти новых авто со сроком эксплуатации 2–3 года. Широко известны случаи, когда ничего не подозревающий белорус покупает машину, находящуюся в залоге у банка, или которая числится в угоне. Вероятность такой покупки напрямую связанна с рисками, которые очень сложно проверить. Резонанс вокруг подобных случаев и их систематическое повторение заставили белорусских автомобилистов с подозрением относиться к российской “вторичке”. И теперь люди предпочитают покупать авто с прозрачной историей у официалов, несущих юридическую ответственность».
Третья группа – местная и импортная «бэушка». До недавних пор она была самой малочисленной: те иномарки, что ввозили в страну до повышения таможенных пошлин, доживали свой век, а более «свежие» авто поступали в небольших количествах.
Однако уже с третьего квартала нынешнего года положение на рынке изменилось. Всего за несколько месяцев в Беларусь ввезли около 10 тыс. иномарок из-за пределов Таможенного союза. В результате рост рынка в сегменте б/у автомобилей составил 100%, а в целом его объем по стране вырос на 26%. И такой ускоренный рост спровоцирован именно 140-м указом.
«Количество новых авто в Беларуси заметно выросло, – утверждает председатель БАА Сергей Михневич. – Уже с прошлого года было видно, что рынок ввоза автомобилей в страну колеблется в пределах 100 тыс. автомобилей, из которых 50-60 тыс. – новые авто, а 30-40 тыс. – машины с пробегом, ввезенные как из российской Федерации, так и из третьих стран».
Согласно самым грубым подсчетам БАА, две трети объемов рынка в прошлом году пришлось на новые авто. В этом году рынок новых автомобилей увеличился еще на 25% к прошлому показателю. «Поэтому сейчас даже при самых смелых прогнозах можно сказать, что на долю подержанных авто, ввезенных из-за рубежа (в том числе и по 140-му указу), приходится не больше трети, а то и четверти белорусского рынка», – считают в Ассоциации.
«Бюджетники» по-прежнему у руля
Рост продаж новых авто в Беларуси наблюдается лишь в бюджетном сегменте. Причем сделки по этим машинам проходят в основном через лизинговые и кредитные программы. И доля продаж автомобилей в кредит или рассрочку, согласно статистике БАА, превышает 60%.
«Это говорит о том, что люди, приобретая новый автомобиль, не имеют на руках даже трети от его стоимости, – говорит С. Михневич. – Но финансовые инструменты, которые предлагают сейчас банки и дилеры, делают такие авто доступными: клиенту достаточно сделать первый взнос, составляющий 20–30% от отпускной цены, чтобы начать эксплуатацию и считаться владельцем автомобиля. Согласитесь, эта сумма значительно меньше цены машины с пробегом, за которую заплатить нужно сразу. Инструментов финансирования автомобилей с пробегом не так много: они тоже есть, но ограничены и не так выгодны».
Само собой, использование именно финансовых инструментов дало толчок росту продаж новых авто. Серей Михневич считает, что эта практика объективна и оправдывает себя во всем мире.
Что касается иномарок с пробегом, то действующие ограничительные пошлины для физлиц по ввозу машин из третьих стран по-прежнему являются сдерживающим фактором. Хотя Указ № 140 и расширил границы выбора для белорусов. Если раньше в страну пригоняли «проходные» модели с объемом двигателя 1,5 литра, то сейчас по льготному тарифу за те же деньги можно привезти машину с двухлитровым мотором. А даже в одной и той же модели комплектация со «взрослым» мотором будет намного богаче.
Указ № 140 «перегревает» рынок
Однако за полгода, в течение которых указ действует, в народе его стали называть «эффектом вешалки». Это значит, что перекупщики за деньги оформляют («вешают») сделку на условного инвалида, пригоняют в Беларусь авто по сниженной растаможке, а затем продают его здесь уже по рыночной цене.
Другие игроки рынка считают эти методы грязными и уверены, что в будущем это обернется для всех бедой. Созданный для помощи малоимущим семьям и инвалидам, 140-й указ быстро стал источником наживы для спекулянтов.
«Я согласен с подобными утверждениями, – поддерживает коллег Михневич. – Сразу после внедрения этого указа мы ждали изменений в законодательстве по ограничению в последующей перепродаже или количестве приобретаемых авто в год. Но их не последовало. Для рынка столь безотчетный механизм грозит «перегревом». Ведь формально указ принимался для поддержки малоимущих, а по факту им пользуются спекулянты».
В перспективе наплыв «иномарок для льготников» может ударить и по дилерам, и даже по белорусско-китайскому бренду Geely, чьи автомобили собирают в Борисове. Ведь средняя стоимость ввозимого автомобиля составляет 8 600 долларов. После добавления таможни и утильсбора иномарка вырастает в цене примерно до 12 тыс. долларов и попадает в сегмент бюджетных автомобилей не только российского производства, но отчасти и белорусского седана Geely.
«Возможно, со временем государство примет какие-то законодательные акты по отчуждению и количеству ввезенных в страну машин, – надеется председатель БАА. – Но я знаю, что граждан, претендующих на пользование этим указом, около 500 тысяч. В случае массового применения указа эти люди могут обвалить рынок бэушных автомобилей и, возможно, создать даже некую схему поставки таких авто в Российскую Федерацию. Для многих игроков рынка указ стал неожиданностью. Мы действительно озабочены ситуацией вокруг него», – резюмирует Сергей Михневич.
Максим КОЗЛОВ