Федерация профсоюзов Беларуси: «Мы — вместе!»
$ 2.121
2.424
100 ₽ 3.204
:

Белорусский филателистический материал экспортируется в 60 стран мира

Белорусский филателистический материал экспортируется в 60 стран мира

Общество и профсоюзы9 октября 2018 в 09:05

Во Всемирный день почты рассказываем, кто трудится над созданием белорусских марок, откуда берутся сюжеты и чем наши марки привлекают коллекционеров.

undefined

С чего все начиналось

Первая в мире государственная приклеиваемая марка была выпущена в обращение в Великобритании в 1840 году и называлась «Черный пенни» из-за цвета печати и стоимости в 1 пенни. Ее родоначальником считают сельского учителя Роуленда Хила, ставшего впоследствии королевским генеральным почтмейстером.

С того времени почтовые марки проделали большой путь от простых знаков почтовой оплаты до художественных миниатюр.

История белорусской филателии начинается 20 марта 1992 года, когда в обращение была выпущена первая почтовая миниатюра «Крест Евфросинии Полоцкой».

Сначала белорусские марки тиражировались в России, а с 1995 года их производство налажено в нашей стране. Первые марки, отпечатанные на территории республики, были посвящены 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. В настоящее время в почтовое обращение нашей страны введено более 1 200 почтовых марок.

Тысяча сюжетов печатной продукции за 1 год

«Почтовые администрации разных стран стараются выпускать марки как можно более привлекательными, выразительными и богатыми по содержанию. Этими критериями при разработке тематических планов руководствуется и художественный совет при Министерстве связи и информатизации. Отраслевому министерству принадлежит исключительное право на выпуск в обращение государственных знаков почтовой оплаты в Беларуси», – рассказывает начальник издательского центра «Марка» РУП «Белпочта» Ирина Шипилова.

Изданию марок предшествует большая подготовительная работа: сначала заинтересованные госучреждения, общественные организации и частные лица высказывают свои предложения. Наиболее значимые из них становятся сюжетами будущих знаков оплаты.

К слову, тематические планы формируются за 1–2 года до начала планируемой даты выпуска. К примеру, сейчас ведется активная работа над макетами почтовой продукции текущего года и разработка проектов тематических планов на 2019 год.

Разработкой оригинал-макетов почтовых марок, блоков, конвертов и карточек в Беларуси занимается издательский центр «Марка» РУП «Белпочта». В издательском центре работают 39 человек. Выпуск каждой почтовой миниатюры – это одновременно кропотливый труд, исследовательская работа и, конечно же, творчество.

За год сотрудники «Марки» разрабатывают порядка 1 000 сюжетов для печатной продукции. Над созданием оригинал-макетов почтовых марок трудятся 4 дизайнера. Однако создать картинку – это полдела, нужно еще грамотно нанести необходимые надписи и проработать все юридические аспекты по авторскому праву.

«При необходимости к работе над оригинал-макетами мы привлекаем талантливых художников. Плодотворно сотрудничаем с Александром Митяниным и Татьяной Дольской. Вместе с тем постоянно ведем поиск новых имен, поскольку заинтересованы в привлекательных почтовых проектах. Могу с уверенностью сказать, что любой почтовый проект – это результат слаженной работы сотрудников издательского центра, каждый из которых с трепетом относится к любимому делу», – подчеркнула начальник «Марки».

Самые популярные сюжеты – флора и фауна

Ежегодно в республике выпускается порядка 50 сюжетов художественных марок. На почтовых миниатюрах отражены современные реалии страны, историческое и культурное наследие, а также богатый растительный и животный мир Беларуси.

К слову, флора и фауна – наиболее популярная и востребованная тема в мировой филателии, ей посвящена примерно треть белорусских почтовых марок. В разные годы на них изображались Березинский биосферный заповедник, Беловежская и Налибокская пущи, Национальные парки «Припятский», «Нарочанский» и «Браславские озера».

По словам Ирины Шипиловой, в последние годы издательский центр «Марка» работает по нескольким направлениям, создавая почтовые выпуски. С одной стороны, это повышает требования к разработке оригинал-макетов почтовых марок и их изготовлению. С другой, позволяет сделать уклон на удобные размеры марочных листов, предусматривает наличие купонов и художественно оформленных полей.

«Белорусские марки стали «наряднее», при их изготовлении применяются современные послепечатные полиграфические технологии, такие как конгревное тиснение (способ создания рельефно-выпуклого изображения путем локального сжатия материала. – Прим. авт.), выборочная лакировка и термическое тиснение металлизированной фольгой. Это большой шаг вперед. Также с развитием полиграфических возможностей предприятий–изготовителей появились почтовые марки необычных форм – в виде треугольника, круга, овала», – продолжает собеседница.

Все почтовые марки Республики Беларусь имеют элементы защиты. Их особенность – в оригинальности исполнения. Элементы защиты дополняют сюжет почтовой миниатюры.

Признание государства и филателистов

Будучи коллекционным материалом, почтовые марки с годами не только не теряют, а наоборот, приобретают материальную ценность.

«В последнее время в мире наблюдается общая тенденция снижения интереса к коллекционированию почтовых марок. Это связано с развитием информатизации общества, в первую очередь посредством интернета. Однако благодаря богатой тематике выпусков и высокому полиграфическому исполнению мы видим, что белорусские марки интересны отечественным и зарубежным коллекционерам», – отмечает начальник издательского центра «Марка».

Белорусская почта, учитывая интересы коллекционеров, выпускает широкий ассортимент филателистической продукции: конверты первого дня (специальный немаркированный конверт, на котором наклеены почтовые марки либо блоки погашены в первый день их выпуска. – Прим. авт.), специальные памятные гашения, картмаксимумы (художественные открытки с наклеенной на лицевой стороне почтовой маркой того же рисунка и с гашением, имеющим отношение к рисунку. Прим. авт.) самой разнообразной тематики. Изготавливаются также тематические и годовые наборы, буклеты и другие почтовые сувениры.

Об интересе коллекционеров к отечественным маркам красноречиво свидетельствует тот факт, что Беларусь экспортирует свой филателистический материал в 60 стран мира.

В этом году коллектив «Марки» был удостоен специальной премии Президента за значительный вклад в сохранение духовного наследия Республики Беларусь, создание высокохудожественных почтовых марок к 500-летию белорусского книгопечатания, 135-летию со дня рождения Янки Купалы и Якуба Коласа, другим знаменательным событиям в истории и культуре Беларуси.

С 1997 года РУП «Белпочта» постоянно участвует в международных филателистических выставках и конкурсах. Из последних достижений – 6-е место (среди 10 призовых) всемирного конкурса марок «Большой приз Выставки WIPA», проводимого в Вене среди почтовых марок 2017 года выпуска. Эксперты отметили почтовый блок «Белорусская Православная Церковь. 1025-летие Полоцкой епархии».

«Эти награды являются высоким признанием профессионализма нашего коллектива, огромным стимулом для совершенствования и дальнейшей плодотворной деятельности. Мы понимаем, что результат нашего труда рассчитан не только на коллекционеров, но и на тех, кто просто интересуется историей. Ведь почтовые выпуски складываются в яркую динамичную летопись страны», – подчеркнула Ирина Шипилова.

Анастасия ШИРАЛИЕВА

Фото из архива издательского центра «Марка»

Читайте также
undefined

Быть или не быть: наниматель выплатил компенсацию работнице за… свою нерешительность

Общество и профсоюзы18.12.2018

«Буду работать или нет?» – с таким вопросом на протяжении нескольких месяцев обращалась к нанимателю работница одной из организаций Минской области. Ответ помогли найти лишь специалисты областной организации профсоюза работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий.

undefined

Мастер поварского дела: «Если желание экспериментировать угасло, нужно уходить»

Общество и профсоюзы17.12.2018

Заведующий речицкого ресторана Вячеслав Руденок успевает справляться с обязанностями и как руководитель, и как технолог. А при необходимости сам становится у плиты и готовит любимые блюда.

undefined

Свое дело: минчане наладили изготовление полезных десертов для собак и кошек

Общество и профсоюзы17.12.2018

Часть вырученных средств от продажи лакомств они направляют на благотворительность.

Последние новости