Федерация профсоюзов Беларуси: «Мы — вместе!»
$ 2.122
2.405
100 ₽ 3.187
:

Гипс – не доказательство, или «Возместите мне утерянную челюсть!»

Гипс – не доказательство, или «Возместите мне утерянную челюсть!»

Общество и профсоюзы5 декабря 2016 в 12:51

Не так страшно страхование, как его представляют. Как лечить страховую безграмотность рассказали страховые работники

news_prev

Маргарита Кардаш в страховании 13 лет. Сейчас она работает директором филиала ЗАСО «Белнефтестрах» в г. Пинск, начинала же «на передовой» – на погранпереходе страховым агентом. Она как никто другой знает – на работе никогда не бывает скучно, а вот веселые истории порой случаются.

Например, однажды специалистам пришлось пересчитывать два грузовика морковки и проверять степень ее сохранности – не примялась, не поломалась ли. Перевозчик попал в аварию, и часть груза высыпалась на дорогу, а для того, чтобы возместить убытки, нужно сначала узнать, сколько «убыло».

 – Мой первый рабочий день прошел на границе. Тогда страхование автогражданской ответственности лиц, выезжающих за пределы Беларуси по системе «Зеленая карта», еще не было распространено повсеместно. В нашей бригаде было четверо, каждый на пограничном пункте заключил 4-5 полисов – это считалось хорошим показателем, ведь этот вид страхования мы только начинали проводить. А я в свою смену заключила 32 страховки, 32 полиса по «Зеленой карте», – с улыбкой вспоминает Маргарита Кардаш.

По словам профессионала, у каждого страховщика есть свой рецепт успешной работы с клиентом. «Для специалиста прежде всего важна вера в то, чем ты занимаешься. Когда я поняла, что в страховании – наше будущее и что это работает, у меня все стало получаться, – рассказывает она. – Но как убедить в преимуществах страховки людей, если иногда они сами делают себе хуже?!»

Упал, очнулся – гипс

Как показывает практика, белорусы порой не понимают, на что тратят деньги. Например, оплачивают страхование автогражданской ответственности не для того, чтобы защитить свои нервы и деньги, а чтобы «не вкатили» штраф. Некоторые не оформляют страховки при выезде за границу – зачем? Их ведь никто не проверяет…

– Многие клиенты думают, что деньги просто лежат у нас в кармане и, стоит только чему-то случиться, сразу звонят страховому агенту и просят их вернуть, – говорит Маргарита Кардаш и вспоминает случай, который произошел во время работы в брестском филиале ЗАСО «Белнефтестрах».

За 5 минут до окончания рабочего дня открылась дверь и в проеме появился гипс. Потом костыли. И наконец – изможденное, в шрамах и кровоподтеках лицо. Человек с трудом сел и достал договор медстрахования для выезжающих за границу, оформленный на 3 дня, стоимость всего 2 доллара. «Мы поехали с друзьями в Буковель кататься на лыжах, – начал объяснять пострадавший. – Два дня все было хорошо, но в последний, прямо перед отъездом, я на лыжах влетел в ограждение. Потерял сознание, очнулся – гипс. Возместите мне ущерб!»

Страховщик начал разбираться, что да как. Оказалось, в больницу пострадавшего доставили по абонементу, приобретенному в Буковеле, после он заплатил 5 долларов за рентген. Потом врач в обход кассы предложил ему приобрести суперсовременный гипс за 200, а лекарства клиент в Украине решил не покупать, чтобы не тратить деньги: «Подумал, лучше здесь еще раз к врачу схожу и тогда уже куплю». Соответственно, у пострадавшего – ни чеков, ни других доказательств, кроме гипса. «Вы купили полис с защитой в 70 тысяч долларов, но сами сделали так, что страховая компания может возместить вам только 5 долларов, которые вы потратили на рентген!», – вынуждена была ответить специалист.

Такие случаи возникают из-за страховой безграмотности, которую может поправить только внимательное чтение документов, которые вы подписываете. Ведь если бы у горе-клиента были официальные чеки на гипс и купленные лекарства, ему бы возместили все расходы, понесенные из-за несчастного случая. «А будь у него полис от несчастного случая, даже при отсутствии чеков ему бы выплатили процент от страховой суммы в зависимости от степени повреждений, а тем самым – и моральные волнения», – подытоживает Маргарита Кардаш.

Страхуйте все части тела оптом

В европейских страховых компаниях запросто возвратят деньги за утерянную при катании на лайнере челюсть или слетевший во время поездки парик. А владельцы айфонов могут не трястись над каждой царапиной на экране, если их телефон застрахован. «В Беларуси не страхуют предметы обихода в отдельности. Но если, например, ограбили застрахованную квартиру, компания возместит ущерб за украденные телефон и телевизор», – объясняет специалист.

В страховые компании частенько захаживают лица, которые просят застраховать только ногу или нос. «За рубежом действительно страхуют отдельные части тела перед операцией или поездкой. У нас же такие заявки приходилось слышать, в основном, от профессиональных игроков, – подтверждает Маргарита Кардаш. – Тот, кто хочет застраховать только одну ногу, прежде всего желает сэкономить. Отдельные части тела в Беларуси пока не страхуют. Но я всегда предлагаю застраховать все тело целиком, ведь все органы нужны человеку одинаково».

Но, видимо, не всем… Встречаются среди клиентов люди, застрахованные в нескольких компаниях, которые регулярно ломают себе пальцы, руки каждый раз, как им нужны деньги. Страховщики внимательно следят за такими «профессиональными больными»: клиентов, которые сами провоцируют несчастные случаи, страховые компании заносят в черный список.

«Физические лица за заключением договоров добровольного страхования обращаются нечасто. И когда приходят страховаться от несчастных случаев по собственной инициативе, невольно начинаешь ждать подвоха», – делится специалист. Пришел как-то клиент застраховать свое 4-летнее чадо. Все бы ничего, но прошло только пару месяцев, как он уже явился за выплатой. Потом и вовсе зачастил: то Алиса с табуретки упадет, то палец прищемит, то тарелку разобьет и поранится… Сомнений в отношении невнимательного отца не возникало, пока он не пришел по другой причине: «Я скоро уезжаю по работе за рубеж. Кто может приходить за выплатами вместо меня?»

Долго и счастливо

Пока что в правилах страхования клиенты разбираться не стремятся. Часто путают, приходят за выплатой, когда у них бьется лобовое стекло или разбивается фара, и предъявляют договор ОСАГО (обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств РБ –Прим. авт.)… А как же – они же что-то там обязательно застраховали! «По ОСАГО автовладельцы страхуют не машину как имущество, а свою вину при наступлении ДТП, то есть свой кошелек. По этой программе страховая компания возмещает за своего клиента расходы потерпевшей в аварии стороне», – объясняет Маргарита Кардаш.

Страхование – эта уникальная работа, ведь специалисты продают не просто выплаты, а спокойствие. И клиент поймет, что он купил, только когда попадет в страховой – а значит несчастный – случай.

– Каждый раз, когда я заключаю договор страхования, желаю клиенту, чтобы мы встретились уже в следующем году при таких же обстоятельствах. Я говорю так, потому что желаю людям только добра и спокойствия, – рассказывает Маргарита Кардаш. – Ведь если мы встретимся раньше, то, конечно, компенсируем издержки, моральный ущерб. Но, к сожалению, страховая компания не может повернуть время вспять и забрать всю ту боль, которую вы испытали при наступлении страхового случая…

Диана ФИЛИМОНОВА

Еженедельник «Беларускі час»

Последние новости