Федерация профсоюзов Беларуси: «Мы — вместе!»
$ 2.121
2.424
100 ₽ 3.204
:

Надежда Цигановская: «Горжусь тем, что смогла вывести белорусскую куклу на международный уровень»

Надежда Цигановская: «Горжусь тем, что смогла вывести белорусскую куклу на международный уровень»

Общество и профсоюзы31 января 2017 в 09:19

Большое интервью с куратором и идейным вдохновителем выставки «Панна Doll’я».

news_prev

О выставке кукол «Панна Doll’я» в Минске заговорили относительно недавно. За четыре года проект нашел своих ценителей. Надежда Цигановская, мастер, куратор и идейный вдохновитель, рассказала о создании проекта, необычном названии и предстоящих планах.

– Надежда, выставку «Панна Doll’я» уже можно назвать традиционной, правда, в новом году вы изменили формат.

– Это наш четвертый проект. Да, действительно, формат изменили. Раньше мы работали три дня, а сейчас – месяц. На больших выставках у нас, как правило, представлено 25 ‑ 27 стран. Здесь их всего 7 и 38 участников. На данной выставке 80% – работы белорусских мастеров. Моя задача состояла в том, чтобы о белорусском авторе говорили и узнавали. Авторская кукла – это не только мода, но и искусство, которое включает в себя малые формы скульптуры. Белорусским мастерам есть чем гордиться. Каждый, кто приходит на экспозицию, находит что-то свое. В особый восторг приходят дети, ведь это их мир.

– Как родилась идея подобного проекта?

– Я занимаюсь куклой уже очень давно. Переехала в Беларусь из Салехарда 3,5 года назад. У меня сразу же возникла идея подобной выставки. Ведь в каждой стране постсоветского пространства: Казахстане, Азербайджане, Грузии, Молдове, Украине – уже имеется что-то похожее. Это их визитная карточка, так как приезжают не только художники, представляющие свою страну, но и коллекционеры, туристы.

– Почему решили назвать проект «Панна Doll’я»?

– Долго работали с лингвистами, пока не пришли к общей идее назвать проект «Панна Doll’я». Микс языков, которые использованы в названии, уже говорит о международном уровне. Нашу выставку знают за пределами Беларуси. Я периодически езжу в Европу со своими куклами и с работами белорусских мастеров. Япония, Киев, Мюнхен, Таллин, российские выставки – это все за три года. Горжусь тем, что смогла вывести белорусскую куклу на международный уровень.

– По какому принципу отбираются работы?

– Куклы отбираются по конкурсу. Я не первый день занимаюсь этим, знаю уровень мастеров, всевозможные существующие техники. Стараюсь производить отбор, ссылаясь не только на свое мнение, но и на рекомендации мастеров – Ирины Горюновой, Галины Дмитрук. Знаю, что они всегда могут дать адекватную оценку работам.

– Каких кукол можно увидеть на выставке?

– На данной выставке представлены работы во всех видах техник. Текстиль, который больше остальных распространен в Беларуси, мишки Тедди (отдельное направление) сложный и трудоемкий процесс, не все работы бывают качественные. Статичная кукла, которая максимально приближена к скульптуре. Также можно увидеть несколько антикварных экспонатов. Некоторым из них по 120 лет. Берем их из частных коллекций.

Стимпанк – отдельный жанр, в котором себя нашел Сергей Дроздов. Он сам не только лепит, но кует и хорошо работает с металлом. Шарнирные куклы представленны во флюмо и фарфоре (самый распространенный материал среди кукольников – Прим. авт.). Евгений Лукашевич, к примеру, делает деревянных шарнирных кукол. Таких мастеров всего 15 в мире! Юрий Шаров – мастер, который вырезает из дерева, и оно становится подвижным. Горжусь, что нашла его. Можно увидеть сильные работы из России, Прибалтики, Казахстана. Многие мастера начинают с текстильных кукол, после чего пробуют работать с другими материалами.

– Какая из техник самая сложная?

– Техника работы с шарнирной куклой. В ней много инженерии. Мало того, что это кукла, так еще и скульптура, которую разделили на элементы. Между ними сделали шарниры с пустотой внутри, натянули на пружину или резинку. Когда куклу берешь в руки, у нее все двигается. Она состоит из 18 элементов. Сначала отдельный слой отливается, а затем запекается в специальной печи. И так с каждой деталью. Мастера, которые занимаются шарнирной куклой, работают не только с деталями, но и с париками, одеждой, обувью.

– А как вы можете охарактеризовать настроение кукол?

– Чаще всего мастера делают задумчивых кукол. Это условие диктуют коллекционеры. Есть работы, где куклы плачут или улыбаются. Но на улыбающуюся куклу долго смотреть невозможно.

– Сколько времени уходит на создание самой простой куклы?

– Неделя.

– А на самую энергозатратную?

– Год или два.

– Почему, на ваш взгляд, в Беларуси не было подобных выставок? Может, это связано с отсутствием мастеров?

– Мастера кукол в Беларуси всегда были. Это Мария Скидан, Елена и Николай Байрачные. Но в какой-то момент плеяда кукольников пропала, а вместе с ними исчезли и куклы. Сейчас все вновь возрождается, и я этому очень рада!

– За время проведения подобных выставок интерес к ним возрос или, наоборот, упал?

– Первая выставка была очень сильной, но людей было немного, так как они не совсем понимали, куда пришли. Все было в новинку. Пришедшие ожидали, скорее, второго «Млына» (ежегодная выставка-ярмарка авторских работ – Прим. авт.). А мне как раз хотелось отойти от формата подобных ярмарок. Было важно, чтобы о выставке не забыли. Сейчас я с уверенностью могу сказать, что людей стало больше. К примеру, на прошлую выставку за время ее работы пришли 12 000 человек. Самая большая проблема, которая существует на данный момент – у нас нет своего помещения. Сейчас выставляемся в филиале Центра современных искусств на Независимости, 47.

– Как человеку, который попал на подобную выставку впервые, правильно смотреть кукол?

– Я рекомендую всем приходить два раза. Эмоции будут отличаться. Попав первый раз, человек увидит образ, а во второй – начнет рассматривать детали, тем более что куклы у нас многокомпонентные.

– Какие выставки и где вы планируете провести в ближайшее время?

– Готовится проект «Малахитовая шкатулка» в Бобруйске. Также планирую выставку в Гомеле, Витебске и Бресте.

– Есть ли у вас идеи для новых проектов?

– У меня в планах сделать мужскую выставку. Тем более что в Беларуси есть плеяда мужчин-мастеров, которые занимаются созданием кукол. Все зависит от галерей и музеев, с кем я смогу договориться.

Беседовала Инна КОРСАК

Фото Ольги Котовой

Читайте также
undefined

Норма обязывает. Доходы аграриев на контроле отраслевого профсоюза

Общество и профсоюзы14.12.2018

В Витебской области уменьшается количество сельскохозяйственных предприятий, где тарифная ставка 1-го разряда меньше размера, установленного правительством для работников бюджетной сферы.

undefined

В Беларуси стартовал новогодний этап благотворительной акции «Профсоюзы – детям»

Общество и профсоюзы14.12.2018

В числе первых профсоюзный Дед Мороз навестил многодетную приемную семью из деревни Кривое Село Вилейского района – привез им подарки и сладости.

undefined

Не только в поле: передовики Минской области посоревновались в турнире по боулингу

Общество и профсоюзы13.12.2018

Спортивное мероприятие прошло в рамках областной акции «Молодая Минщина – за урожай!». В столичном развлекательном центре профсоюзы региона чествовали молодежных лидеров прошедшей уборочной кампании.

Последние новости