Федерация профсоюзов Беларуси: «Мы — вместе!»
$ 2.173
2.478
100 ₽ 3.178
:

На высокой ноте. Как в Беларуси готовят профессиональных музыкантов с раннего детства

На высокой ноте. Как в Беларуси готовят профессиональных музыкантов с раннего детства

Общество и профсоюзы15 октября 2019 в 08:30

Учиться музыке у лучших приезжают школьники из всех регионов Беларуси в Республиканскую гимназию-колледж при БГАМ. О семейной преемственности, таланте и балансе между музыкальными и общеобразовательными дисциплинами мы поговорили с директором учебного заведения Александром Поляковым.

undefined

К слову, Александр Евгеньевич сам был учеником гимназии-колледжа с 1996 года под руководством Инессы Ивановны Бартошевич и профессора Юрия Николаевича Гильдюка. С тех пор его профессиональный путь был связан с Республиканской гимназией-колледжем. С августа 2019 года Александр Поляков стал директором учебного заведения.

– Александр Евгеньевич, поделитесь, каким образом вы отбираете ребят в ваше учебное заведение?

– Обычно мы набираем 40 человек: по 20 в один класс. Обучение начинается со 2-го класса. Чтобы поступить, необходимо пройти собеседование и музыкальное прослушивание (сдать экзамен). Ежегодно открывается набор на вакантные места в 3–4-е и 6–9-е классы. Когда набираем ребят, мы ориентируемся на ярких, музыкально одаренных детей. Для иногородних учащихся есть возможность жить в общежитии. Последняя ступень обучения у нас – это колледж, куда ежегодно также набирается по 40 человек. Вступительные экзамены проходят по правилам приема в учреждения среднего специального образования. При этом условия поступления одинаковы и для тех, кто ранее учился в нашей гимназии, и для вновь прибывших: сдал экзамен на «отлично» – будешь зачислен, недобрал баллы – остаешься под конкурсной чертой.

– Что важнее для вашего ученика: талант или трудолюбие?

– Все должно быть в комплексе. Маленькие дети – как кот в мешке. Изначально, проявляя себя перспективным и творчески активным, имея хорошие музыкальные данные, ребенок дает надежду на развитие музыкального потенциала. Но бывают случаи, когда, как только появляются первые трудности и сложности, ученик теряет интерес к занятиям музыкой. Только дети, в которых гармонично сочетаются талант и трудолюбие, показывают высокий результат.

– Нужно ли ребенку иметь абсолютный слух, чтобы добиться успехов в музыкальной карьере?

– Не обязательно, слух можно развивать. У нас очень хорошее теоретическое отделение, которое помогает готовить ребят к учебе, начиная с 5–6 лет.

«Мы ориентируемся на развитие музыкальных талантов и растим изначально профессиональных музыкантов»

– Как происходит процесс обучения в вашем заведении?

– Есть некоторые сложности, потому что в системе образования не совсем учли специализированные учебные заведения, как наше. Мы ориентируемся на развитие музыкальных талантов и растим изначально профессиональных музыкантов. Дети, которые приходят к нам учиться, понимают, что первоочередное – это музыкальные предметы: специальность, сольфеджио, музыкальная литература, хор и другие. Эти дисциплины входят в единую сетку. Например, у нашего учащегося может быть математика, русский и английский, после чего – сольфеджио, хор, а в конце физкультура. К этому прибавляются многочасовые индивидуальные и групповые занятия. Занятий очень много, и загруженность колоссальная.

Родители должны осознавать, что в первую очередь наши учащиеся – музыканты, а не математики или лингвисты. Нам хотелось бы облегчить нагрузку по общеобразовательным предметам, которые могли бы изучаться в контексте ознакомления или в индивидуальном порядке. Это, конечно, не касается экзаменационных предметов, которые преподаются у нас на высоком уровне, чтобы учащиеся могли быть готовы к сдаче тестов и экзаменов.

Правда, если сравнивать с теми временами, когда я учился в этом заведении, объем информации общеобразовательных предметов был на порядок меньше. Надо понимать, что в первую очередь наше учреждение направлено на практические занятия музыкального характера.

– А если ученик проучился несколько лет, а потом решил уйти?

– Как правило, мы всегда готовим родителей к тому, что при возникновении таких вопросов нужно быть готовым перевести ребенка в общеобразовательную школу. Были дети, которые в 6–7-м классе решали, что музыка – это не их. Сейчас они успешно работают в других сферах. Среди наших выпускников основатель портала TUT.by Юрий Зисер. В этом году он подарил нашему учебному заведению орган.

В целом музыка отлично развивает интеллект. Например, японцы отдают детей в музыкальные школы, потому что считают: кто занимается музыкой с детства, быстрее развивается и более смышлен, чем сверстники, которые не связаны с творчеством.

– Вы говорили, что при вашем учебном заведении есть интернат, который позволяет учиться ребятам из всех регионов Беларуси.

– Сейчас у нас более 50 учащихся со всей республики. Это уникальная система, которая была создана и поддержана еще в советское время, – открыть подобное учебное заведение наравне с Центральной музыкальной школой при Московской консерватории им.П.И. Чайковского. Мы стареемся поддерживать эту уникальность и творческую атмосферу.

В общежитии есть штат воспитателей, которые работают с нашими иногородними учащимися: оказывают сопровождение ребят, помогают делать домашние задания, следят за здоровьем учащихся и порядком в жилых комнатах интерната. Воспитатели становятся их вторыми родителями на протяжении всего обучения в нашем заведении.

– Часто в семье музыкантов дети тоже посвящают свою жизнь музыке. У вас в учебном заведении есть такие примеры?

– Бывает, что у нас учатся семьями. Например, Сергей Петрович Бельтюков – композитор, долгое время был художественным руководителем канала «Культура». Его жена Ольга Юрьевна Бельтюкова – замечательный пианист, работает на кафедре концертмейстерского класса. Сейчас она возглавляет кафедру подготовительного отделения. Все их дети учились в нашем заведении: Ксения Бельтюкова – скрипачка; Никита Бельтюков – композитор, пианист, хоровой дирижер; Дарья Бельтюкова – флейтистка. Екатерина Николаевна Дулова (ректор Белорусской государственной академии музыки, доктор искусствоведения, профессор) и Андрей Владимирович Дулов (заведующий кафедрой специального фортепиано, доцент БГАМ) выпускники нашей школы, их дети также учились здесь. Поэтому преемственность, которая характерна для нашего учреждения, позволяет нам передавать из поколения в поколение высокие идеалы музыкального искусства.

Дарья ЗИМАК

Фото Валерия КАРТУЛЯ

Последние новости