Федерация профсоюзов Беларуси: «Мы — вместе!»
$ 2.173
2.478
100 ₽ 3.178
:

Предпринимательское мышление и желание учиться: какие качества ценятся на рынке труда

Предпринимательское мышление и желание учиться: какие качества ценятся на рынке труда

Общество и профсоюзы2 сентября 2019 в 12:50

Для тех, кто только начинает свой профессиональный путь и хочет найти в огромном списке вакансий свою, специалисты по подбору персонала компании A1 Алеся Бовдей и Ольга Мармыш рассказали, с чего стоит начать и какие навыки особенно ценят работодатели и рекрутеры.

undefined

– Как часто студенты, которые приходят на практику, остаются потом работать в компании?

А.: Ежегодно у нас проходят практику около 60 студентов. По ее итогам от 6 до 10 человек остаются работать. Чаще это выпускники вузов, но иногда и первокурсники устраиваются на 0,5 ставки.

– В газете «Financial Times» современных 20-летних людей назвали «поколением снежинок», потому что они хрупкие, уязвимые и уверенные в своей исключительности. Вы согласны?

А.: Я придерживаюсь мнения, что такие определения – ярлыки, которые мы вешаем на себя и других.

О.: Есть некоторые схожие тенденции. Например, выпускники вузов сейчас проще относятся к продолжительности своей работы в той или иной компании. У них темп намного быстрее. Если они проработали год в организации, но понимают, что некуда больше расти, уходят и ищут дальше. Поколение постарше думает иначе: если ты выбрал эту компанию, то должен проработать там 3–5 лет.

С моей точки зрения, современные ребята много обучаются и развиваются, стремятся поехать за границу, чтобы получить опыт. Когда по работе встречаюсь со студентами БГУИР (наша компания сотрудничает с этим университетом), всякий раз удивляюсь, что они уже со 2-го курса трудятся полноценный 8-часовой день и зарабатывают хорошие деньги.

А.: Мы рады таким перспективным ребятам, готовым развиваться вместе с нашей компанией, участвовать в проектах и достигать успеха.

– Что важнее для молодого сотрудника – hard skills или soft skills?

А.: Сейчас много дискуссий по этому поводу. Все специалисты приходят к одному мнению: важно сочетание этих качеств для различных позиций. Молодым специалистам важнее soft skills, потому что им приходится много учиться, быстро переключаться и быть гибкими. Технические навыки освоить немного легче.

Но в первую очередь человек должен стремиться самостоятельно получать новые знания, быть в тренде. Руководитель не обязан говорить, что нужно изучать и делать, эта инициатива должна исходить от сотрудника.

– Какие еще важные качества важны для успешной работы?

О.: Важно, чтобы человек мог принимать решения самостоятельно, не отвлекая каждый раз руководителя, и брал на себя ответственность за них. Также необходимо умение анализировать и делать выводы.

– На ваш взгляд, белорусские вузы справляются с подготовкой профессионалов?

О.: Те, кто пришел в вуз и просто сидит на занятиях, после обучения становятся невостребованными. Современные компании быстро развиваются. Чтобы быть профессионалом, приходится много учиться, ходить на конференции и посещать дополнительные курсы. Радует, что для современных специалистов непрерывное обучение – это естественная потребность.

Например, недавно я была на IT-конференции, где послушать спикеров пришли школьники и студенты первых курсов. Они активно задавали глубокие и осмысленные вопросы. Было видно, что их действительно это интересует.

– Как определиться, если сейчас столько возможностей для развития?

О.: На собеседовании я сразу понимаю, определился ли кандидат. Часто соискателям интересно многое, но определенная картина мира у них еще не сложилась. Поэтому всегда говорю: «Сядьте и подумайте, чем бы вы хотели заниматься».

А.: Нужно не стоять на месте, а интересоваться разными направлениями. Допустим, если вы IT-специалист, попробуйте себя в HR-службе. Студенты за 4 года могут попробовать различные направления и осознанно выбрать лучшее для себя. У нас есть такие примеры.

– Если кандидат вам подходит, но у него нет необходимого уровня английского, дадите ему шанс?

А.: Все зависит от конкретной вакансии. Есть позиции, где мы можем дать время подтянуть или выучить язык, другие – подразумевают общение с командой на английском с первого дня работы. Для некоторых сотрудников предполагаются командировки в Вену. Там им приходится коммуницировать самостоятельно, без переводчика.

О.: На собеседованиях бывают разные ситуации. Иногда человек указывает один уровень знания иностранного языка, а по факту оказывается другой. Некоторые пытаются приукрасить, но во время тестового задания эти хитрости все равно раскрываются. Бывает, человек недооценивает свои знания. Говорит, что свободно может читать и переписываться, но говорить сложно. Но задашь ему вопрос по-английски – легко ответит, потому что владеет необходимым словарным запасом.

– По вашему опыту, сильно различаются сотрудники 20 и 30 лет?

О.: Мне интересно работать со студентами. Они не боятся учиться, легче и быстрее принимают решения. Правда, быстро и отказываются от них. Людям постарше – сложнее. На собеседованиях они спрашивают: «У вас в компании open space, а отдельного кабинета нет?». Они не привыкли к такому формату. Студенты же открыты всему новому и готовы устанавливать контакты.

А.: Я бы сказала, что молодые специалисты больше заботятся о себе. В первую очередь им важен собственный комфорт.

– Каким должно быть сопроводительное письмо и резюме, чтобы вы обратили на него внимание?

А.: Мы стараемся уходить от сопроводительных писем. Скорее, хотим видеть мотивационное письмо, в котором бы человек указал, куда хочет двигаться. Нам нужно понимать, где мы можем применить его потенциал. Хорошо, если кандидат расскажет о своих целях и конкретных действиях. Это означает, что он – человек самостоятельный.

О.: Мне неинтересны резюме, где много текста. Должно быть все компактно: где учился, какие навыки и достижения есть. У нас не так много времени, поэтому сканируем резюме в среднем за 5 секунд. За это время нужно увидеть самое главное.

Должна присутствовать искренность и простота. Говорим «нет» шаблонным вещам про стрессоустойчивость и коммуникабельность. Лучше заменить их информацией о проектах, в которых человек работал, и его достижениях.

А.: У всех есть личные достижения. Минимально – золотая медаль в школе, волонтерство, участие в конференциях.

Важно, чтобы человек, который приходит даже на практику, понимал, в какую компанию попал. Тем более сейчас информацию о любой организации можно элементарно найти на сайте, в социальных сетях.

О.: Наша задача заключается в том, чтобы продать вакансию, а задача соискателя – продать себя как специалиста. Бывает, что резюме хорошее, а собеседование человек проваливает. Если это некритично на данном этапе, то на данный промах не обращаем внимания. Но нужно уметь рассказывать о себе, учиться общаться.

А.: Умение общаться – важный навык, потому что сейчас многие сотрудники – непросто специалисты и исполнители. Они задействованы в проектных работах, взаимодействуют с разными людьми, с которыми в обязательном порядке нужно находить общий язык.

– Одним из качеств, которые ценятся в А1, является предпринимательское мышление. Почему это важно?

А.: Сегодня недостаточно быть просто исполнителем. Сотрудник должен понимать глобальную стратегию компании, а не только задачи конкретного подразделения. Ему важно действовать с точки зрения бизнес-потребностей. Скажем так: нужно быть предпринимателем внутри большого бизнеса.

О.: К тому же это полезно для самого человека: такой навык позволяет ему быстрее развиваться.

– Сколько времени нужно человеку, чтобы стать профессионалом?

А.: За 10 лет работы в HR-сфере могу сказать, что все индивидуально. У каждого свой темп восприятия информации и реагирования. Были в практике примеры, когда человек мог уже через месяц стать профессионалом и быть на голову выше других специалистов. А другому даже за год не удавалось дорасти до такого уровня.

В целом, по трудовому законодательству Беларуси испытательный срок на рабочем месте длится до 3 месяцев. Это именно тот срок, за который человек может показать результаты, а мы – понять, чего от него ждать.

– Социальные сети влияют на выбор кандидатов?

О.: Я всегда просматриваю профили соискателей прямо на собеседовании, но это не является решающим фактором. Все-таки социальные сети – это частная жизнь человека. Но сами по себе аккаунты интересны с точки зрения коммуникации – как человек рассказывает о своих активностях.

А.: Бывает, что информация в резюме и социальных сетях расходится. Технических специалистов сложно встретить в интернете, но есть профессии, которые обязывают вести личные страницы. Интернет-маркетинг, например.

Дарья ЗИМАК

Фото Александра ПОБАТА и из архива героинь

Читайте также
undefined

«Мы – лучшие!»: как семья Николаевых прославилась на всю страну

Общество и профсоюзы18.10.2019

Могилевчане Елена и Сергей Николаевы теперь знаменитости. Накануне они победили в IV Республиканском конкурсе «Семья года». До раздачи автографов дело не дошло, зато разузнать секреты их успеха желают многие. А им и не жалко – пожалуйста!

undefined

Сильный характер заразителен: председатель профкома ведет аэробику для коллектива

Общество и профсоюзы18.10.2019

Как фитнес подружил коллектив водоканала, а тяга к тренировкам вернула в тонус после травмы.

undefined

Виталий Артист: «Самому интересно, что будет дальше»

Общество и профсоюзы18.10.2019

Группа «Без билета» ставит финальную точку в своей карьере. Ребята решили уйти красиво, представив в декабре концерт в «Минск-Арене». Событие обещает быть грандиозным. Поклонники, которые взрослели, влюблялись и веселились под хиты группы, могут готовиться к вечеру воспоминаний, танцев и хорошей музыки.

Последние новости