Спорт

«Джиро д’Италия»: какой была первая многодневная велогонка

Многодневная велогонка «Джиро д’Италия» – одно из самых престижных соревнований в мире велоспорта, неотъемлемая часть Италии, известная во всем мире. Giro d’Italia («Тур Италии») – это демонстрация любови итальянцев к спорту, велосипеду, своей земле.

Главная итальянская велогонка, как все начиналось

Первая велогонка «Джиро д’Италия» началась 12 мая 1909 года, среди ночи 127 велосипедистов стартовали недалеко от Милана. Общая дистанция составляла 2 448 км и была разделена на восемь этапов. За 8 дней гонщикам предстояло добраться до Неаполя и обратно, преодолевая в среднем по 300 км в день. Принимая во внимание тот факт, что велосипеды в то время были тяжелыми, не имели переключения передач и гонщикам приходилось крутить педали даже на спуске, это была выдающаяся велогонка.

Организована она была, как итальянский ответ французской «Тур де Франс», прошедшей шестью годами ранее, а заодно и для поднятия тиража главного спортивного издания Gazzetta dello Sport. Цвет самого знаменитого многодневного состязания велосипедистов остается розовым, поскольку основатель гонки – миланская Gazzetta dello Sport – и сегодня издается на розовой бумаге.

Сбор средств на проведение велогонки проходил по всей Италии, деньги отправляли с разных концов страны, даже конкурирующая газета Corriere della Sera внесла 3000 лир. Премиальные выплаты для победителей профинансировало одно из казино в Сан-Ремо.

Но велогонка была не только спортивным мероприятием. Италия в то время менялась, после объединения страны прошло всего 39 лет. Итальянские фанаты велоспорта иногда шутят, что «гонка сделала для объединения Италии больше, чем Гарибальди».

Первый старт, завалы и вода из ручья

Одни гонщики вышли на старт из интереса, другие ради денег. Общий призовой фонд, разделенный между призами на этапах и финальными призами, составил 25 тысяч лир, на сегодняшний день это несколько сотен тысяч евро. Для вернувшихся в Милан приз составлял 300 лир. Организатор гонки Армандо Кунье получал около 150 лир в месяц.

Старт первому заезду был дан ночью в 2 часа 53 минуты, поскольку гонщикам предстояло преодолеть 397 км из Милана в Болонью. В нынешней велогонке такое расстояние никто не пытается проехать за один день. Дорог с асфальтом было немного, большинство были гравийными. Всего через 2 км случился первый массовый завал, поскольку уличные фонари светили слабо. Велогонщикам приходилось вести с собой кое-что из еды, а проезжая недалеко от ручья или реки, они останавливались и наполняли фляги водой. Проходя сложные этапы гонщики падали, некоторые уже и не пытались дальше крутить педали и сходили с дистанции.

За велогонкой следили сотни тысяч человек. Свежие известия поступали на Центральный телеграф Милана, но каждый желающий мог узнать новости, не дожидаясь выхода газеты, набрав специальный телефонный номер.

Попытки обмана на первых этапах

Победителем первого этапа «Джиро д’Италия» стал итальянец Дарио Бени, проехавший эту дистанцию за 14 часов.

Второй этап Болонья – Кьети, тоже был очень продолжительным – 376 км. Чтобы соблюсти честность на каждом этапе велогонки были установлены контрольно-пропускные пункты. Там гонщики должны были не только регистрироваться, чтобы доказать, что они едут на велосипеде по всему маршруту, но и фотографироваться на старте и финише. Судьи затем сравнивали снимки, чтобы убедиться, что именно этот гонщик преодолел маршрут. Тот этап выиграл Джованни Куньоло, а генеральную классификацию возглавил бывший каменщик Луиджи Ганна.

Этап Кьети – Неаполь был относительно коротким, всего 243 километра, но на трассе были горные подъемы и некоторые гонщики решили преодолеть часть дистанции на поезде. Однако один из КПП сломал их планы: cудьи обнаружили отсутствие четырех велогонщиков и дисквалифицировали их. Из 98 спортсменов до Неаполя доехали 73. 

Чем сдерживали болельщиков и как боролись с конкурентами

Маршрут гонки на юге Италии был заполнен множеством страстных болельщиков, люди кричали от восхищения, энтузиазма и радости, а иногда выбегали на дорогу, мешая гонщикам. Один из организаторов гонки – редактор Армандо Кунье пытался убедить их держаться подальше, а когда это не сработало, достал плеть и ею призвал болельщиков к порядку.

На холмистых дорогах этапа из Неаполя в Рим (226 км), гонка была бескомпромиссной, многие хотели прибыть в столицу первыми. Но поведение болельщиков на трассе подпортило планы. Отдельные участки дороги, вероятно для борьбы с конкурентами, кто-то плотно устлал гвоздями. Некоторые гонщики получили проколы колес.

Пятый этап до Флоренции был длинным – 346 км. Как и на четвертом, здесь была масса проколов. Долгое время лидировал Луиджи Ганна, но за 10 км до финиша пробил колесо. Пока он его ремонтировал, мимо проехали несколько человек, однако Луиджи все-таки сумел обогнать их и выиграть этап.

На шестом этапе, 294 км от Флоренции до Генуи, лидер гонки Ганна получил несколько проколов, но сумел отыграться и финишировать третьим.

Седьмой этап протяженностью 357 км должен был пройти из Генуи в Турин. Но огромная толпа людей, собравшихся на старте, вынудила организаторов ввести новое правило: гонщики должны были спокойно проехать выехать за пределы города и уже там начать саму гонку.

Кто победил на первой велогонке?

На последнем этапе из Турина в Милан (206 км) Луиджи Ганна был в группе лидеров, пока у него не спустило колесо. На миланском стадионе он занял третье место, но стал победителем гонки «Джиро д’Италия» в личном и в командном зачете вместе с командой «Атала». 

Ганна проехал гонку за 89 часов 48 минут и 14 секунд, его премия составила 5 тыс. 325 лир. На призовые деньги Луиджи Ганна в 1912 году основал собственный завод по производству велосипедов. Последний гонщик финальной классификации тоже не остался с пустыми руками, он получил 300 лир.

Первая велогонка «Джиро д’Италия» имела такой успех у итальянцев, что на следующий год организаторы добавили еще два этапа, увеличив ее еще на 500 км. Гонка привлекла огромное внимание и существенно увеличила тиражи издания Gazzetta dello Sport.

«Джиро д’Италия» стала одной из самых важных велогонок мира, ежегодно она привлекает тысячи восторженных любителей велоспорта в Италию или в другие страны, где проходят ее этапы. Интересно, что у этого соревнования есть много поклонников среди тех, кто не любит велоспорт. Это люди, которые любят Италию и не упускают возможность полюбоваться страной с высоты птичьего полета.

Сергей КИРИК

Фото из открытых источников