Наверх

Как начинался велоспорт в Беларуси

12 декабря 2021

Началом эры велоспорта в нашей стране вполне можно считать 1894 год, когда 23 апреля в Бресте дали старт первой велогонке.

Маршрут проходил через город Кобрин, местечки Верхолесье и Великориту, финишировали велогонщики 24 апреля также в Бресте. Дорога составила 136 верст (145 км). В сентябре того же года велолюбители организовали пробег по маршруту Брест – Старая Жабинка – Каменец – Чернавчицы – Брест протяженностью 132 версты (141 км). 

Большая часть того велопробега проходила через деревни и села, где велосипедистов наверняка принимали за нечистую силу. Тем не менее велосипед быстро распространялся среди передовых граждан благодаря именно спортивным велогонкам. Любители-велосипедисты частенько устраивали состязания на ипподроме, где для этого строили деревянный трек. Соревнования привлекали на трибуны не только сотни зрителей, но и новых любителей велосипеда. Дух соперничества сопутствовал зарождающемуся виду спорта.

В 1895 году состоялась сложная и тяжелая велогонка из Петербурга в Москву, в которой принимали участие даже заграничные спортсмены. Преодолев 706 километров первым к финишу пришел уроженец Минска Михаил Фадеевич Дзевочко, который считается первым минским велосипедистом. Михаил служил курьером при правлении Либаво-Роменской железной дороги и на велосипеде доставлял корреспонденцию. Та победа была не единственной, за год до того события наш земляк выиграл гонку на треке в 1894-году в Петербурге. Михаил Дзевочко был первым в гонке Москва – Нижний Новгород, пройдя расстояние в 410 вёрст (437 км) за 25 часов 43 минуты, со средней скоростью 26 вёрст (27 км) в час. А в 1896 году стал чемпионом Англии в гонках на треке.

В то время большинство велосипедистов участвовало в местных, губернских соревнованиях на звание «лучшего ездока». Известно, что в Гродно ежегодно проводились различные соревнования между велосипедистами. Там были не только гонки, но и фигурное вождение, а также «состязание без руля».

Популярными среди горожан были велогонки между городами, 9 июня 1896 года в Минске был дан старт велопробегу по маршруту Минск – Михановичи (37 км), в котором победил велолюбитель А. Скалозубов, показав время 2 часа 13 минут.

В том же году из Витебска в Нижний Новгород на художественно-промышленную выставку отправились шестеро энтузиастов на велосипедах во главе с велосипедистом-любителем Пржесецким. И они доехали, преодолев более 2100 км без поддержки какой бы то ни было техпомощи, все надо было везти с собой.

8 апреля 1896 года, на первых Олимпийских играх в Афинах был дан старт соревнованиям велосипедистов. В них принимали участие велосипедисты из Австрии, Великобритании, Германии, Греции и Франции. На той Олимпиаде разыгрывалось 6 комплектов медалей – 5 на велотреке и 1 на шоссе.

Вполне вероятно, что те первые олимпийские заезды повлияли на решение Минской городской думы рассматривавшей в августе 1896 года ходатайство Минского общества любителей спорта о строительстве велосипедного трека в Губернаторском саду (теперь это парк им. Горького). Заседание проходило под председательством городского головы графа Кароля Чапского, который и был председателем этого общества. После долгих дебатов, трек было решено построить «в виде опыта на один год в целях оказания содействия в физическом воспитании юношества».

Минский велотрек был построен приблизительно в том месте, где сегодня крытый каток хоккейного клуба «Юность». Это было популярное место отдыха. По праздничным дням там играл духовой оркестр, в повильоне устраивали танцы, торговали напитками, а желающие могли взять велосипед напрокат.

В губернских и уездных белорусских городах велосипедные общества стали популярным центром досуга. Велотреки стали центрами развлечений и показателем массового спорта.

Интересно, что уже тогда, в конце ХІХ века проходили ожесточенные споры о том, кого считать профессионалом в велоспорте, а кого любителем. В результате была принята такая формулировка: «Профессиональным велосипедистом считается всякий, кто ездил на велосипеде публично и за деньги». И хотя общие состязания между любителями и профессионалами не проводились, иногда проходило и нечто среднее.

Так в сентябре 1902 года велосипедисты-любители из Вильно, господа А. Свиридов, Т. Ушаков, А. Протасов и гомельчанин Н. Петров заключили пари на то, кто первым преодолеет дистанцию в 245 км из Вильно в Минск. Первым прибыл Петров, преодолев то расстояние за 13.5 часов. Он получил приз – 150 рублей.

Соревнования велосипедистов – гонки и велопробеги, проходили довольно часто. Участие в них принимали спортсмены местные и приезжие. В 1905 году был проведен большой 140-километровый велопробег по маршруту Либаво-Роменской железной дороги.

Летом 1924 года в БССР состоялся первый чемпионат Минска по велоспорту и в том же году прошёл большой велопробег по маршруту Витебск – Москва – Курск – Витебск. Первый чемпионат БССР по велоспорту состоялся в 1926 году. Стоит вспомнить, что велосипедист из Бреста Николай Дранько принимал участие в Олимпийских играх 1928 года в Амстердаме в составе сборной Польши в трековых гонках и занял там пятое место. 

О популярности велоспорта в сегодняшней Беларуси говорят не только высокие достижения наших велосипедистов. В 2009 году в Минске было завершено строительство одного из лучших велотреков Европы – «Велодрома». Именно там в феврале 2013-го состоялся чемпионат мира по гонкам на треке, ставший для Беларуси важным этапом в развитии велосипедного спорта.  

Сергей КИРИК

Фото из открытых источников

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
22 ноября 2024 21 ноября 2024 20 ноября 2024 19 ноября 2024
Все новости