Спорт

Новая техника, суровая трасса и верность команде: белорусы о сложностях «Дакара-2020»

Уже дважды в истории белорусская команда поднималась на пьедестал почета самого продолжительного и трудного ралли планеты. В нынешнем году экипаж Сергея Вязовича завоевал «бронзу», уступив первенство россиянам.

Еще два экипажа «МАЗ-СПОРТавто» финишировали восьмыми (Алексей Вишневский) и двенадцатыми (Александр Василевский). О пережитых испытаниях, сложностях гонки, полученном опыте и планах на будущее наши гонщики рассказали на встрече с журналистами.

Самая длинная трасса в истории

– Впервые «Дакар» добрался до Саудовской Аравии, – отметил лидер белорусской команды Сергей Вязович. – Маршрут был насыщен различными спецучастками, что удивительно встретить в масштабах одной страны. В прошлом году в Перу, к примеру, ландшафт состоял только из песков. Здесь же мы начали гонку со скоростных участков и каменных дорог, потом перешли к непроходимым скалистым территориям, затем – к бездорожью и дюнам. В общем, возможностей проявить себя и технику оказалось предостаточно.

Помимо сложного ландшафта, белорусских гонщиков удивила протяженность маршрута «Дакара-2020» – более 7,8 тыс. км, из которых 5 тыс. км пришлись на спецучастки. На старте гонки зарегистрировался 351 экипаж (134 внедорожника и UTV, 170 мотоциклов и квадроциклов, 47 грузовиков). Все грузовики команды «МАЗ-СПОРТавто» дошли до конца.

– Наша победа не вызывает никаких сомнений, – признался Сергей Вязович. – 8-е место для Алексея Вишневского – его личный рекорд: раньше этому пилоту удавалось финишировать только одиннадцатым. А 12-я позиция Александра Василевского – результат тактической игры команды. Пусть экипаж и вылетел из топ-10, но помог моему экипажу попасть в тройку лидеров, пожертвовав 2 колеса со своей машины.

Белорусские спортсмены уверены, что для МАЗа гонка завершилась более чем успешно: многие из конкурентов даже не смогли добраться до финиша.

К слову, дружина Сергея Вязовича уже становилась призером «Дакара»: в 2018 году команда «МАЗ-СПОРТавто» привезла на родину с этого ралли-рейда серебряный трофей. В том же году их МАЗ стал первым на Turkmen Desert Race, а в 2019-м – чемпионом Morocco Desert Challenge.

Новая техника – новые проблемы?

«Дакар-2020» стал новой вехой в истории белорусской команды: на старт знаменитого ралли-рейда впервые вывели капотный грузовик МАЗ. По словам Сергея Вязовича, машина полностью оправдала себя.

– Конечно, есть моменты, которые хотелось бы улучшить – нюансы появляются после каждой гонки. Но грузовик проявил себя конкурентоспособным и позволил экипажу существенно экономить силы. В ближайшее время мы собираемся всей командой пересесть на авто такого типа. Омологация капотного грузовика составляет 5 лет, включая год, который мы уже зацепили. Поэтому пока он еще будет выступать на международных соревнованиях, – перешел к оценкам пилот.

Вязович замечает, что капотный грузовик ведет себя по-другому: на трассе он напоминает джип, у которого постоянно «подкидывает» более легкую заднюю часть. К счастью, на этом «Дакаре» не было участков, на которых машину подбрасывает с такой амплитудой, что она чуть ли не вертикально становится на передний мост.

Заместитель начальника команды «МАЗ-СПОРТавто» по техническим вопросам Григорий Пацкевич добавил, что работы над «боевыми» машинами никогда не прекращаются. Даже если пилот доволен своим МАЗом (такое редко, но случается), команда техников старается выявить слабые места либо ликвидировать уже зафиксированные недочеты.

– Ралли-рейд «Дакар» показал нам ряд технических особенностей капотной машины, на которые стоит обратить внимание, – пояснил главный техник. – В частности, это система охлаждения двигателя. Она работала, но к ней неоднократно возникали вопросы. У конструкторского отдела уже есть мысли, как улучшить машину.

Также в капотном и бескапотных грузовиках техники хотят обновить подвеску: она не менялась уже 4 года и теперь серьезно проигрывает конкурентам.

– Еще хотелось бы нарастить лошадиные силы двигателя без ущерба его надежности, – добавил Сергей Вязович. – Это очень важно, так как по нашим подсчетам, команда проигрывает соперникам 2 минуты со 100 км. Казалось бы, немного, но в пересчете на длительность заезда за 5-6 дней набирается уже час. Второй момент – просадка скорости в момент перехода машины с твердого на мягкий грунт. Несмотря на способность капотного грузовика держать скорость 140 км/ч, при смене дорожного покрытия машина едет медленнее – до 133 км/ч. Мощность нашего двигателя – 950-980 л.с., и на этой гонке мы с грустью наблюдали, как мимо проносятся другие экипажи.

Любопытно, что машина самого юного пилота «МАЗ-СПОРТавто» Алексея Вишневского была оснащена автоматической коробкой передач, что в автоспорте используется крайне редко. Спортсмены сильно переживали за надежность агрегата и за то, не ослабит ли такой шаг команду. Но случилось наоборот: «автомат» существенно облегчил Вишневскому пилотирование и благоприятно сказался на сохранности узлов, так как большую часть гонки жестко фиксировал карданный вал в одном положении. Приятно удивленные спортсмены решили оснастить все «боевые» машины трансмиссией такого типа уже к следующим соревнованиям.

Экотранспорт на «Дакаре» не выживет

Вместе с бронзовой наградой белорусские гонщики привезли и новости о том, как может измениться самый известный ралли-рейд планеты. К примеру, технические комиссары «Дакара» хотели бы повысить посещаемость гонки, но в то же время они обеспокоены высокими скоростями, на которых тяжелые грузовики проносятся по участкам, – для зрителей это может создавать опасность. Поэтому возникла идея снизить мощность двигателей машин (предложение пока не нашло удобрения у большинства), а также ввести в соревнования категорию гибридного транспорта.

– Регламент гонки меняется, – говорит лидер белорусской команды. – В тестовом режиме наравне со всеми начинают участвовать грузовики с гибридной силовой установкой. Вот только «Дакар» – не то место, где стоит бороться за экологию: если бы гибридную установку вовремя не демонтировали, эта машина даже не дошла бы до финиша.

Конечно, после тестирования Tesla мы попытались и нашим конструкторам объяснить, как было бы здорово, если бы грузовики МАЗ разгонялись так же быстро (3 с до 100 км/ч). Те, в свою очередь, рассказали нам, что «боевой» электрокар вместо 12-и тонн будет весить все 25. Сейчас компоновка дизельных машин полностью нас устраивает.

***

На волнующий всех болельщиков вопрос, когда же «МАЗ-СПОРТавто» займет 1-е место, Сергей Вязович ответил лаконично:

– Надо понимать, что место лидера – одно, а претендентов на него – много. Амбициозных участников, которые не сдадутся без боя, хватает. Но мы, безусловно, приложим максимум усилий, чтобы добыть первенство «Дакара».

Максим КОЗЛОВ

Фото из открытых интернет-источников

Контакты
Адрес:
220126, г. Минск,
пр.Победителей, 21
Телефон/Факс:
+375 17 328 49 67
Время работы:
ПН-ЧТ: 08:30 – 17:30
ПТ: 08:30 – 16:15