Олимпийский чемпион, велогонщик, вегетарианец – не сомневайтесь, это все один человек
Человек, о котором мы хотим рассказать, на наш взгляд, уникальный. Судите сами: в профессиональный спорт он пришел только в 17 лет и стал первым белорусом, завоевавшим олимпийское «золото» в велогонке. Поклонники спорта наверняка узнали в нем Владимира Каминского.
На днях Владимир Владимирович отметил значимое событие в личной жизни – 70-летний юбилей. Возраст солидный, несмотря на это велогонщик по-прежнему в отличной форме и полон оптимизма. С таким человеком хотелось бы встретиться где-нибудь в парке, на велодорожке, но мы были вынуждены общаться по видеосвязи. Тем не менее разговор шел легко, мой собеседник шутил, вспоминал прошлое и с удовольствием делился мыслями о дне сегодняшнем.
– Я доволен тем, как развивается велодвижение не только в нашей стране, но и во всем мире, – признается Владимир Каминский. – Если раньше велосипед использовался только как транспорт – к нему, например, цепляли прицеп и уезжали на дачу, то сейчас это еще и средство отдыха, оздоровления. Здорово, что на велодорожки выходят и те, кто неуверенно себя чувствует, крутя педали, – проехать по автомобильной трассе они бы не рискнули.
Наш собеседник также отмечает, что велоспорт «сильно омолодился»: от детей требуют профессионализма с раннего возраста.
– Очень рано перед ребятами встает выбор: учить школьную грамоту или уходить в спорт, – говорит Владимир Владимирович.
Единственный вегетарианец
Сам Владимир Каминский начал заниматься велоспортом во время учебы в Минском техникуме электросвязи. Хотя, конечно, на трехколесном транспорте катался уже с 4 лет. Потом был «Школьник» – довольно серьезная для семьи трата. Братья при этом возвращались домой с тренировок на красивых немецких велосипедах, с хромированной вилкой. Правда, нередко – с ссадинами и синяками. Неудивительно, что и они, и мама были против того, чтобы еще один сын стал спортсменом – мол, занятия отнимут время, которое можно потратить на получение «нормальной» профессии.
И все же парень решил связать свою жизнь с велоспортом. И не прогадал. Начинал в минском ДСО «Спартак» и уже через 6 лет вошел в сборную СССР.
– Тренировались на износ: в день могли проезжать по 150–200 километров, в любую погоду. Тренеры говорили: «Снег, дождь и холод – не повод отменять занятие. Камни с неба не падают? Тогда вперед!» – вспоминает собеседник.
Особых успехов Владимир Каминский достиг под руководством мастера спорта СССР, заслуженного тренера Беларуси и СССР Леонида Корбута. Оба спортсмена отмечены Благодарностью председателя Федерации профсоюзов Беларуси.
И даже при таких нагрузках Каминский оставался… вегетарианцем. Журналисты не раз писали о том, как тренер сборной Виктор Капитонов, узнав, что его спортсмен не ест мясо, заявил: «Знаешь, сколько людей стоит за твоей спиной и ждет это место?!» Боясь ослушаться тренера, гонщик нарезал мелкими кусочками и глотал, не прожевывая.
Формальная преграда
Беседуя, мы не могли не вспомнить судьбоносное событие в жизни Владимира Каминского – победу на Олимпиаде 1976 года в Монреале. А ведь тогда команду могли даже не выпустить на старт.
– Проблемы возникли из-за формы, – с улыбкой рассказывает велосипедист. – Ведь за полгода до состязаний мы заявили, что будем выступать в красных рубашках. Нам же выдали красную форму с разноцветными манжетами и воротниками. Мы уже стояли на старте, когда судья дал команду покинуть из-за этого дорожку. Сориентировались быстро – за минуту подвернули манжеты и воротники. Арбитр подумал – и дал «зеленый свет». На трассу вернулись за 5 секунд до старта. Ту гонку мы выиграли, обогнав поляков на 20 секунд.
Путь к победе был неблизким – 100 километров. С какими мыслями спортсмены преодолевали их?
– Мозг тратит много энергии на работу, поэтому, если бы мы напевали песни или думали о чем-то другом, не было бы сил крутить педали, – объясняет Каминский. – Мысли во время соревнований простые: как правильно провести команду (гонщик, идущий впереди, берет на себя максимальную нагрузку, так как испытывает большее давление ветра. – Прим. авт.), занять следующую позицию, переключить передачу.
Скорость на подъеме – 40–45 км в час, на склоне – до 60 километров.
…На финише уже ждали журналисты и фотографы.
– Мы говорим: надо дождаться, когда финиширует польская команда. А нам отвечают: они вам проигрывают по времени, вы – чемпионы. Для СССР это была первая медаль на той Олимпиаде, – замечает Владимир Владимирович.
Остаться в спорте
Карьеру велосипедиста Каминский завершил в 30 лет, но в спорте остался. Работал инструктором Минского областного совета ДСО «Спартак», занимал руководящие должности в Академии физкультуры и спорта (сейчас – БГУФК. – Прим. авт.), Белорусской федерации велосипедного спорта, был главным тренером национальной команды по велоспорту. А сегодня преподает на кафедре велоспорта в Белорусском государственном университете физической культуры.
– Важно, чтобы спортсмены могли не только брать призовые места, но и быть хорошими специалистами, – считает Каминский.
Напоследок я поинтересовалась у Владимира Владимировича, как бы он добрался к месту нашей встречи, если бы она состоялась все-таки в парке: на общественном транспорте или на велосипеде?
– На двух велосипедах! Один – для себя, второй – для вас, – засмеялся он.
Юлия КУЛИК
Фото БЕЛТА и из открытых источников