В горы с детьми и беременной женой: системный администратор «Брестоблгаза» покорил немало вершин
Почетное в альпинизме звание «Снежный барс» присваивается тому, кто покорил 5 семитысячников, расположенных на постсоветском пространстве. Системный администратор отдела АСУП «Брестоблгаза» Денис Жидков и есть «снежный барс». В прошлом году он был в составе группы, которая доставляла факел II Европейских игр на гору Монблан. В беседе с нашим корреспондентом Жидков рассказал о том, каково это – покорять горные вершины.
– У всего есть свое начало. Когда вы «заболели» альпинизмом?
– Это случилось в студенческие годы. Друг предложил пойти вместе на заседание туристического клуба «Цитадель». Один поход в горы, другой, потом первое восхождение. Этого хватило, чтобы понять: альпинизм – любовь на всю жизнь.
– А супруга не ревнует к горам? Как вообще семья относится к вашему экстремальному увлечению?
– Жена Кристина и сама альпинистка, причем с регалиями. На ее счету победа в чемпионате России по спортивному туризму, а это уже серьезно – страна большая, участников много, титул завоевать сложно. В свое время она ходила в сложные длительные походы, к примеру, 5 недель провела на Камчатке. У нас трое детей, мы любим совершать совместные походы, в Карпаты, к примеру, или по горам Грузии. К слову, кавказский регион Кристина покоряла, будучи беременной нашим третьим ребенком. Когда младшей дочери было всего пять месяцев, мы отправились в семейный поход в Карпаты. Если ухожу один, семья волнуется, но ультиматумов мне никто не ставит. Конечно, за те деньги, которые тратятся на восхождение, можно полететь всей семьей на Красное море, но у каждого свои приоритеты. Восхождения мне интересней.
– Известность в альпинистских кругах вам принес подъем на пик Асан. Восхождение было очередной проверкой себя или ставились иные цели?
– Пик Асан находится в горах Киргизии в сложном горном районе. В 60-х годах прошлого столетия считалось, что подняться туда невозможно, тем не менее, в 1980-х альпинисты бывшего СССР начали его освоение и им это удалось. Асан привлекает спортсменов своей техничностью. Это практически вертикальные отвесные горы, подниматься по которым очень непросто. Кстати, поднявшись туда, мы с ребятами выиграли чемпионат Беларуси по альпинизму. Тогда о нас и узнала вся страна.
– А какие впечатления остались после прошлогоднего восхождения на высшую точку Европы – гору Монблан?
– На счет высшей точки… Тут мнения расходятся: европейцы считают именно Монблан самой высокой на европейской территории, а россияне уверены, что это Эльбрус. Ну да ладно, это чисто территориальный спор, а что касается восхождения, то оно не было технически сложным, скорей, являлось не совсем обычным. Мы несли на Монблан огонь Европейских игр. Все это сопровождалось шумихой, пиаром, и, честно говоря, мешало сосредоточиться. К тому же, мы были обременены грузом, в частности, огромным неудобным ящиком, где хранились факел и лампада с огнем, несли множество различных флагов, которые было необходимо водрузить на вершине. К тому же, шли мы в мае, когда в горах еще много снега, что тоже не добавляло оптимизма, но хорошая компания, состоящая из членов национальной сборной Беларуси по альпинизму, скрашивала ситуацию, добавляла настроения.
– Денис, вы покорили 5 семитысячников и получили звание «Снежный барс». Какой из высотных пиков был первым? Что испытывали, находясь на экстремальных высотах?
– Первыми оказались сразу 2 пика – Евгении Корженевской и Коммунизма, поскольку они находятся рядом в горах Северо-Западного Памира. Чувство удовлетворения от таких восхождений испытываешь не на верху, а дома. Во время подъема некогда отвлекаться на постороннее. Высота в 7 тыс. метров дает о себе знать нехваткой кислорода, затрудненным дыханием, ослаблением организма, ты весь сосредоточен на подъеме.
– Один известный альпинист сказал: чем глубже пропасть, чем острее ощущение жизни. Согласны?
– В горах сознание трансформируется. Чем выше гора, тем дальше отодвигаются домашний уют, размер банковского счета и даже семья, о которой помнишь, которую любишь. Горы учат умению выживать, там происходит переоценка ценностей, на жизнь смотришь под иным углом.
– В завершении разговора признайтесь – о покорении Эвереста мечтаете?
– Пожалуй, мыслях у каждого альпиниста есть эта высшая точка планеты. Но для ее покорения необходимо множество составляющих – от хорошей физической формы до наличия приличной суммы денег, так как подъем обходится примерно 30–40 тыс. долларов. Непросто получить и разрешение властей Непала на восхождение. К тому же, в одиночку туда не пойдешь, необходима команда, сопровождающие. Так что пока Эверест только в мыслях. В планах на этот сезон были горы Пакистана, но эпидситуация внесла корректировку. Время покажет, когда и куда удастся подняться.
Галина СТРОЦКАЯ
Фото из личного архива Дениса ЖИДКОВА