Наверх

10 правил умного покупателя: как обойти рекламные ловушки в гипермаркетах

28 ноября 2018

С тех пор как продвижение товаров превратилось в стратегию, а в университетах начали изучать тонкое искусство рекламы, покупателям остается быть более осторожными и предусмотрительными. Зайти в магазин нас толкает необходимость или любопытство, вот только выйти из здания без окон и часов, где звучит приятная музыка и улыбается персонал, без трат уже не так просто.

О том, как избежать уловок маркетологов и сохранить свои деньги при себе, рассказала кандидат искусствоведения Евгения Голикова-Пошка на первой встрече цикла научно-популярных лекций Совета молодых ученых ОГНИ НАН Беларуси.

Правило 1: не чувствуйте себя обязанными магазину

«Рекламодатели зависят от поведения потребителей. Когда мы в хорошем настроении, уверены в качестве продукта, ищем конкретный бренд или же идем в магазин по привычке потребления, то в конечном итоге совершаем покупку. Если же человек консерватор, лоялен только к старым маркам, то будет более экономным или станет сомневаться в адекватности цены. Чтобы склонить людей к покупкам, рекламодатели проводят различные маркетинговые акции в зависимости от психотипа потребителя», – объясняет Евгения Голикова-Пошка.

Наверняка многие участвовали в лотереях и конкурсах, бесплатно получали приятные призы от администрации магазина, покупали товары по купонам, акциям и скидкам, попадали на дегустации. Широко используют маркетологи и такую стратегию, как семплинг, когда покупателям выдают бесплатные образцы. Опасность подобного явления в том, что, получив что-то даром, потребитель начинает чувствовать себя обязанным магазину, а значит – чаще соглашается на покупку.

Эксперт советует не вестись на выгодные на первый взгляд предложения и не бежать в магазин при виде вывески «Только сегодня! Только сейчас!». Британская организация защиты прав потребителей «Which?» провела исследование изменения цен на товары за полгода до и полгода после всемирной ноябрьской распродажи «Черная пятница». Оказалось, 87% изделий можно приобрести гораздо дешевле в другое время года.

Правило 2: читайте мелкий шрифт

Всегда тщательно изучайте ценники, читайте мелкий шрифт, обращайте внимание на перечеркнутые цены и проверяйте стоимость отдельных товаров, если собираетесь купить «счастливую пару». Связка из нескольких, часто сопутствующих, товаров в маркетинге называется «копакинг».

Иногда в корзины с уценкой специально помещают продукты другой марки, на которые скидка не действует. Под надписью об акции покупатель видит так называемые товары-близнецы – в похожих упаковках, но с совершенно разными ценниками.

Стоит задумываться и о значении плакатов с предложением магазина. Иначе легко повестись на такие надписи, как «Скидки 0%», «Купи квартиру и получи бейсболку» и «Купи ноутбук и получи возможность выиграть 1 из 55 млн рублей».

Правило 3: помнить о времени

Как рассказала Евгения Голикова-Пошка, существуют различные типы личности: одни гоняются только за брендовыми вещами, вторым важен персональный подход. Последние любят общаться с консультантами и часто приходят в магазин повторно, чтобы поговорить с приятным продавцом. Есть и те, кому важнее обстановка и чувство комфорта, – для них в торговые центры специально приглашают музыкантов, а в некоторых городах – целые симфонические оркестры.

С целью замедлить поток покупателей и заставить их внимательнее присмотреться к товарам на прилавке, в гипермаркетах включают спокойные мелодии, заклеивают окна, чтобы посетители не видели, как темнеет на улице. В некоторых торговых центрах магазины не разделяют стенами, чтобы клиент не заметил момента, как из одного перешел в другой. Эксперт обращает внимание также на пол в торговых точках.

«В гипермаркетах пол неравномерный и выстлан разной плиткой в зависимости от цены отдела. Чем дальше идете, тем меньше становится плитка. Все это делается для создания шума и иллюзии скорости. Человек слышит стук тележки и начинает замедлять ход, потому что ему кажется, будто он идет слишком быстро. Когда покупатель идет медленно, то может рассмотреть все товары», – объясняет эксперт.

Правило 4: идти против потока покупателей

В странах СНГ большинство жителей правши. Соответственно, товары, на которые обращают внимание потребителей, расположены по правую руку. К тому же в магазинах покупателям удобнее перемещаться против часовой стрелки (в Европе стандартная схема гипермаркета предполагает движение по часовой стрелке).

«Если вы хотите выйти из магазина с одним батоном, ради которого, собственно, туда и пошли, идите против потока покупателей, то есть по часовой стрелке. Вы испытаете дискомфорт, но при этом на вас не будут действовать уловки маркетологов», – советует Евгения Голикова-Пошка.

Также она рекомендует не брать товары только с «золотой полки», расположенной на уровне глаз, а смотреть, что находится ниже или выше.

Правило 5: не брать тележку

Самой большой хитростью, с которой покупатели встречаются с 1936 года, являются тележки. В 1930-е владелец американской сети супермаркетов Сильван Голдман первым заметил, что женщины прекращают покупки, как только их корзины становятся слишком тяжелыми.

«Сегодня тележки меняют форму и размеры. Дизайнеры делают их длиннее и глубже, – говорит Евгения Голикова-Пошка. – Кроме того, когда мы заходим в магазин с пустой тележкой, начинаем чувствовать психологический дискомфорт (ведь другие покупатели уже набрали покупок!) и желание поскорее ее наполнить».

Чтобы люди не выкладывали лишние товары, проходы перед кассами часто делают узкими, и нужно попросить посторониться всю очередь, чтобы вернуться к полкам.

Правило 6: не трогать товары без необходимости

«Человеческая психология такова, что если покупатель взял два товара одного цвета, скорее всего, купит и третий в такой же гамме. Потому производители часто делают свои продукты в одной цветовой палитре», – говорит эксперт.

Доказанный факт: человек, который взял в руки товар, психологически с ним сродняется и отказаться от покупки становится сложнее. Евгения Голикова-Пошка советует рассматривать товары на расстоянии и уж тем более не класть их в тележку, если еще не определились с выбором.

Правило 7: всегда проверяйте вес и срок годности

«Производители злоупотребляют нашим доверием. Чтобы не повышать цену, они уменьшают объем. Сравните стоимость товара в маленьких и больших упаковках. Покупки оптом иногда обходятся дороже», – говорит эксперт.

Она также советует не доверять полоскам свежести. Если раньше узнать, что товар не просрочен, можно было по чпокающему звуку крышки при открытии банки, то сейчас технологии производства изменились и все банки открываются таким образом.

Правило 8: судите по репутации, а не рекламе

В стоимость брендовых товаров заложены средства, которые производитель вкладывает в маркетинг. Потому популярное – не значит хорошее. Чтобы выгоднее преподнести товар, специалисты используют в рекламные роликах и плакатах разные уловки. Присмотритесь к ярким баннерам на улицах и увидите закономерности хотя бы в выборе цвета. Так, кричащий красный чаще всего зовет покупателей на распродажу и призывает купить товар здесь и сейчас. Оранжевый неразрывно связан с дешевизной – этот цвет никогда не увидишь в каталогах ювелирных сетей (они как раз таки используют черный – самый дорогой цвет в рекламной индустрии).

Зеленый цвет ассоциируется с экологически чистым, природой и бережным к ней отношением. Но так ли честен с вами производитель? Внимательнее изучайте надписи на упаковке и помните, что между словами «100-процентный сок» и «100-процентное качество» есть разница.

Правило 9: платите наличными

Если в вашем кошельке ограниченная сумма денег, вы никак не сможете потратить больше, чем собирались. Расплачиваясь по карточке, мы меньше контролируем свои расходы.

Оплата наличными помогает сократить спонтанные покупки. Чаще всего, ведясь на выгодное предложение, вы не экономите, а приобретаете то, что в ближайшее время даже не собирались покупать.

Портал 1prof.by уже писал о том, как покупать обдуманно.

Правило 10: перед кассой сделайте 3 круга

Если в магазине вы не можете сдержать себя и покупаете все, до чего можете дотянуться, используйте метод трех кругов. Первый раз пройдите по гипермаркету и кладите в корзину все, что хотите, вне зависимости от цены. На втором круге докладывайте в тележку то, что не положили на первом. Во время третьего прохода выложите из тележки все, что вам не нужно.

«Этот метод помогает без ущерба для кошелька удовлетворить свой инстинкт накопительства. Попробуйте и убедитесь, что на третьем круге обязательно сработает ваша рациональная часть и, скорее всего, на кассу вы придете с одним батоном», – уверяет Евгения Голикова-Пошка.

Диана ФИЛИМОНОВА

Фото Александра ПОБАТА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
19 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024
Все новости