Наверх

325 лет на стальной магистрали: Самодум-Хрупкины – самая большая трудовая династия железнодорожников в Гомельской области

07 августа 2022

Судьбы многих семей нашей страны тесно переплетены с историей. Укоренившиеся традиции, среди которых любовь к своему делу, высокий профессионализм, преданность компании, бережно передаются из поколения в поколение.

Стальная магистраль гомельского локомотивного депо славится трудовыми династиями с момента своего основания, в историю ее развития золотыми буквами вписана фамилия Самодумов-Хрупкиных. Совместный трудовой стаж всех членов династии на сегодняшний день составляет более 325 лет.

Для знакомства с династией отправляюсь в гомельское локомотивное депо. Здесь по сей день трудится два представителя известного рода: правнук основателя машинист-инструктор Алексей Хрупкин и правнучка инженер-технолог Анастасия Трифонова (Самодум).

Экскурсию по местному музею, который хранит историю организации с момента открытия до наших дней, проводит Алексей. Начинает рассказ о своей семье со стенда с фотографиями, посвященного трудовым династиям локомотивного депо. Одних только Хрупкиных – восемь человек.

– Когда подхожу к фотографиям испытываю чувство гордости за своих родственников. Однако здесь не все представители нашего рода, – рассказывает Алексей, – только те, чьи фотографии были на момент изготовления стенда. Уже занимаемся его обновлением. Совсем скоро здесь будут все представители нашей трехвековой династии.

Основатель династии – Филипп Степанович Самодум, о его жизни известно мало. Родился он в 1888 году. После Октябрьской революции, начиная с 1920 и по 1930-й год, работал в паровозном депо Гомеля помощником машиниста. Позже трудился машинистом паровоза. В 1935 году за добросовестный труд и преданность делу основателю династии присвоен второй класс квалификации, на тот момент Филипп работал машинистом паровоза пассажирского движения. Не обошли его и сталинские репрессии после которых он был реабилитирован.

По стопам основателя пошел и его сын Геннадий. Начинал, как и отец, помощником машиниста. Только трудился в паровозном депо станции Тюмень. С 1963-1964 преподавал в Оршанском техникуме железнодорожного транспорта. Следующие 40 лет Геннадий посвятил Гомельскому техникуму железнодорожного транспорта, где начинал с преподавателя. Позже занимал должность заведующего отделением, затем заместителя директора по учебной работе.

Дочь Филиппа Степановича Неонила Филипповна Хрупкина всю жизнь трудилась в локомотивном депо статистом группы учета (1944-1975). Во время Великой Отечественной войны участвовала в гомельской комсомольско-молодежной подпольной организации им. Железнякова. Вместе с супругой трудился в одной организации и ее муж Анатолий Данилович Хрупкин, который в военное лихолетье водил паровозы особого резерва НКПС. С 1944 по 1977 год работал помощником машиниста, машинистом паровоза и тепловоза в пассажирском движении. Их сын, названный в честь отца Анатолием, посвятил 35 лет работе машинистом. На предприятии он повстречал любовь всей своей жизни – Жанну Алексеевну. Она работала в локомотивном депо оператором группы учета. С 1989 по 1993 годы трудилась бухгалтером в Гомельской дистанции гражданских сооружений. А с 1993 по 2004 годы – на вокзале станции Гомель. У Анатолия и Жанны было четверо детей: 2 мальчика и 2 девочки. Они также связали судьбы со стальной магистралью.

Сын Анатолий проработал в локомотивном депо Гомель помощником машиниста с 2003 по 2009 годы. В настоящее время представитель семейной династии трудится преподавателем Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в Гомельском государственном колледже железнодорожного транспорта.

Второй сын Игорь проработал помощником машиниста тепловоза в локомотивном депо 3 года. После трудился в Гомельской дистанции электроснабжения. Сейчас работает инженером по охране труда, но не в железнодорожной отрасли.

Дочь Лилия Боковая (Хрупкина) пришла молодым специалистом в локомотивное депо в 1997 году. Устроилась мастером Гомельского профессионально-технического училища №35 железнодорожного транспорта. Именно здесь она нашла дело своей жизни и продолжает им заниматься по сей день.

Вторая дочь, которую родители назвали в честь бабушки – Неонила, начиная с 1999 года и до 2021 года работала билетным кассиром вокзала станции Гомель. На данный момент трудится в Дворце культуры железнодорожников.

Снимок Алексея нашего временного экскурсовода и повествователя о династии находится рядом с фотографией отца.

– Мой папа, Игорь Анатольевич, пришел в депо сразу после армии и работал с 1975 по 2013 год, – продолжил рассказ о династии Алексей. – Начинал с помощника машиниста, затем был машинистом тепловоза в грузовом и пассажирском движении, последние годы трудился машинистом компрессорной установки. Я часто напрашивался к нему на работу. Огромные поезда, железная дорога, светофоры, гудки, яркие горящие кнопочки и природа за окном – мне все здесь казалось интересным. Отец рассказывал, что я мог часами смотреть в окно. Думаю это и покорило меня.

Следуя зову сердца, парень после девяти классов поступил в железнодорожный техникум. Годы учебы пролетели в одно мгновение. И вчерашний студент переступил порог локомотивного депо. Попутно отучился БелГУТе. Сдав экзамены парень получил заветное удостоверение машиниста.

– Когда впервые пришел на работу, меня накрыло волной новых впечатлений. Теория – это одно, а на практике все немного иначе, – отметил мужчина. – Работа у железнодорожников непростая морально и физически. И все же в другой профессии я себя не представляю. В каждом новом рабочем дне есть что-то удивительное. Это сложно объяснить – можно только почувствовать. Думаю, моя любовь к профессии передалась и сыновьям – Максиму и Вячеславу. Я вижу, как их глаза горят при виде мчащихся поездов. Кто знает, может мои дети продолжат нашу трехвековую династию. Но это уже совсем другая история.

Светлана ВАЩЕНКО

Фото автора и предоставлены героями публикации

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
19 марта 2024 18 марта 2024 17 марта 2024 16 марта 2024 15 марта 2024
Все новости