test gtag

Андрей Вилькицкий. Исследователь Арктики из Докшицкого уезда

17 декабря 2018 в Санкт-Петербурге был спущен на воду ледокол «Андрей Вилькицкий», названный в честь нашего земляка. Андрея Вилькицкого сравнивали с великими мореплавателями прошлого, его именем нарекали острова, ледники, заливы и горы.

Белорусский исследователь Арктики Андрей Ипполитович Вилькицкий всю жизнь с любовью и благодарностью вспоминал отчий дом. Семья Вилькицких проживала в деревне Осовино Докшицкого уезда, где 1 июня 1858 года и родился Андрей.     

Почему 17-летнего юношу позвало море неизвестно, но завершив курс гимназического образования, Андрей поступил в специальный юнкерский класс Морского корпуса Балтийского флота. Учился он с удовольствием и через три года, в сентябре 1878 года, получив высокие баллы и первое офицерское звание, мичман Андрей Вилькицкий был зачислен в Николаевскую Морскую академию. Там, на протяжении двух лет Андрей Вилькицкий проходил обучение по специальности «гидрография». От курсантов требовалось не только знание высшей математики, физики, астрономии, геодезии, кораблестроения, оптики, метеорологии, но и физическая подготовка. Гидрографы месяцами находились в открытом море.

В академии мичман Вилькицкий был одним из лучших и окончил ее в 1880 году «по первому разряду». Но, карьера флотского офицера в те годы во многом зависела от высоких покровителей и связей в придворных кругах. Этого у Вилькицкого не было. Было лишь трудолюбие и страсть к исследованиям. Андрей Вилькицкий получил направление в Пулковскую астрономическую обсерваторию, где проходил специальную геодезическую практику, был начальником гидрографической партии на Онежском озере и в Балтийском море.

Астрономическими знаниями лейтенант Вилькицкий овладел настолько основательно, что следующие двадцать лет преподавал эту дисциплину в Николаевской морской академии с перерывами на участие в экспедициях.

Первый научный успех пришел в 1887 году. Но не в области гидрографии. Работая в Морском научном комитете, Вилькицкий занялся измерением силы тяжести в нескольких городах России.

Уже тогда было известно, что Земля слегка сплющена с полюсов, из-за чего ускорение свободного падения тел на ее поверхности зависит от географических координат измерения. На полюсах оно выше, чем на экваторе. Проведенные ученым гравиметрические измерения были выполнены так оригинально и точно, что в 1887 году Русское географическое общество предложило ему провести аналогичные эксперименты на Новой Земле. За выполнение этих работ Андрей Ипполитович был награжден дважды: вначале малой золотой медалью, а затем и золотой медалью имени Федора Литке.

Получив признание научного сообщества, Вилькицкий с головой окунулся в исследования. Казалось бы, гидрография – сугубо мирная специальность. Измерения, вычисления, описания… Гидрографы не ведут боевых действий, не встречаются с вооруженным противником, не совершают воинских подвигов, но жизнь Андрея Вилькицкого была наполнена трудными испытаниями, риском и страстью.

В 1894-1896 годах подполковник Корпуса флотских штурманов Вилькицкий возглавил Гидрографическую экспедицию по изучению устьев рек Обь, Енисей и Карского моря. За три года работы экспедиция выполнила настолько большой объем работ, что многие современники скептически относились к известиям поступавшим из Заполярья. Впервые было составлено подробное описание Енисейского залива и других мест этого неизведанного края. Благодаря исследованиям экспедиции Вилькицкого в 1897 году по глубокому фарватеру в устья Оби и Енисея впервые прошел караван из 12 судов. С этого времени Андрея Вилькицкого стали называть «полновластным хозяином русской гидрографии и главным авторитетом в изучении Арктики». 

Ледокольный пароход Таймыр.

Во время русско-японской войны 1904-1905 года, когда готовился поход 2-й тихоокеанской эскадры на Дальний Восток, в штабе флота было предложение отправить ее Северным морским путем. Но из-за того, что путь этот был практически не изучен, от проекта отказались. Как известно, эскадра почти полностью погибла. Однако эта неудача побудила военно-морское ведомство Российской империи развивать исследования арктических морей в целях использования безопасного и более короткого Северного морского пути для проводки боевых кораблей и транспортов с грузами к северо-восточным территориям страны.

В 1905 году Андрей Вилькицкий принял участие в экспедиции по Северному морскому пути. Он командовал караваном из 22 судов, которые отправились в устье Енисея.

С 1907 года и до конца жизни генерал-лейтенант Корпуса флотских штурманов Андрей Ипполитович Вилькицкий руководил Главным гидрографическим управлением. При его участии были изданы новые морские карты и лоции морей, построены маяки, оборудованы фарватеры, в Петербурге начала работу мастерская мореходных инструментов. Гидрографическая служба России вышла на мировой уровень и получила широкое международное признание. 

Вилькицкий был автором многих научных работ, одна из основных – «Северный морской путь». Работая в специальной комиссии, он поспособствовал строительству стальных ледокольных пароходов «Таймыр» и «Вайгач». Оборудованные для научно-исследовательских и гидрографических работ, оснащенные хорошей по тем временам связью эти судна были спущены на воду в апреле 1909 года.

Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач».

Андрей Ипполитович Вилькицкий многие годы работал без отпусков. Это не могло не сказаться на его здоровье, в начале 1913 года он серьезно заболел. Он взял отпуск по болезни на три недели, свой первый отпуск в жизни. 26 февраля 1913 года кавалер орденов Святого Станислава, Святого Владимира и Святой Анны, полный адмирал флота Андрей Ипполитович Вилькицкий завершил свою земную жизнь.

В том же году состоялась гидрографическая экспедиция по Ледовитому океану на ледокольных судах «Вайгач» и «Таймыр», открывшая ранее неизвестный архипелаг, который теперь называется Северная Земля. Командовал походом капитан второго ранга Борис Вилькицкий сын Андрея Ипполитовича. В 1915 году под его командованием пароходы «Вайгач» и «Таймыр» впервые в истории арктического мореплавания прошли Северный морской путь из Владивостока в Архангельск.

Сергей КИРИК

Фото из открытых интернет-источников