Наверх

Архитектор будущего. Международный конкурс плаката в Витебске посвятили Лисицкому

07 октября 2022

Имя Эль Лисицкого (Лазаря Лисицкого) не так широко известно, как имена его современников Марка Шагала и Казимира Малевича. Искусствоведы напоминают: именно этот представитель русского авангарда осуществил революционный для своего времени прорыв, применив супрематизм в архитектуре. И случилось это в Витебске, где художник и архитектор работал вместе с Казимиром Малевичем.

Отсюда все начиналось

Напомнить о значении деятельности Лисицкого взялись организаторы ІІ Международного конкурса плаката «УНОВИС. XXI век. # ЭЛЬ130 / # EL130». Ими стали Витебский государственный технологический университет и Витебский центр современного искусства. Конкурс был посвящен 130-летию со дня рождения художника, дизайнера, иллюстратора, архитектора, мастера фотомонтажа.

– Лазарь Маркович Лисицкий – один из величайших представителей Витебской художественной школы, – отметила ведущий эксперт по русскому авангарду, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории и культурного наследия ВГУ Татьяна Котович. – Он – ученик Пэна, Витебск ему хорошо знаком. Он – друг Марка Шагала, последний пригласил его профессорствовать в созданной им школе. Летом 1919 года Лисицкий поехал в Москву, где встретился с Малевичем и зазвал его в Витебск. Спустя некоторое время знаменитый Николай Харджиев, которому дружба с художниками авангарда помогла собрать огромный архив, скажет: Малевич увлек его, Малевич соблазнил его супрематизмом. Малевич сделал Лисицкого.

В октябре 1919 года Казимир Малевич приехал в Витебск. Спустя два месяца они вместе с Лисицким создали первый супрематический проект – оформили комитет по борьбе с безработицей – Белые казармы. Вокруг них собрался круг учеников, которые потом, через пару месяцев стали знаменитым УНОВИСом (авангардным художественным объединением «Утвердители нового искусства»).

По мнению Татьяны Котович, Лисицкий и Малевич были в то время двумя главными фигурами в городе: первый преподавал в Витебском народном художественном училище архитектуру и полиграфию, второй – супрематизм. Эль Лисицкий недолго пробыл в Витебске, в октябре 1920 он уехал отсюда навсегда. Но за это короткое время произошел революционный прорыв: Лисицкий вывел в объем плоскостной супрематизм Малевича. Позже он напишет: «Мои проуны – проекты утверждения нового – это пересадочные станции от живописи к архитектуре».

– Эти творцы начинают новые архитектурные проекты. Вдруг возникает что-то новое, что мы понимаем под современной архитектурой, – говорит Татьяна Котович. – Она возникает в проектах УНОВИС. А потом на этой основе Малевич будет в Питере делать свои архитектоны –архитектуру для космических пространств и других планет.

Лисицкого называют и великим конструктором книги. Он воспринимал создание печатной книги как архитектуру. И одна из его первых работ – «Супрематический сказ про два квадрата». Книжку для детей он задумал в Витебске, а впервые издал в 1922 году, уже после витебского периода. В ней рассказывается о том, как из плоскости появляются объемные архитектурные сооружения.

В 1920 году в Витебске появился политический плакат «Клином красным бей белых». По сути, эта работа авторства Лисицкого начинает советское плакатное искусство.

– В 90-е годы, когда мы только вспоминали эти имена, на конференцию в Витебск приехал один из крупных исследователей русского авангарда академик Дмитрий Сарабьянов, – вспоминает Татьяна Котович. – Сразу с поезда поспешил не в гостиницу, а к зданию Витебского народного художественного училища. Он подошел к колонам на входе, обнял одну из них и сказал: «вот отсюда все и начиналось».

Переосмысляя Лисицкого

Очень логично, что юбилей Лисицкого вспоминают в Витебске именно таким образом: международным конкурсом плаката. Кстати, первый аналогичный конкурс организаторы посвятили 100-летию УНОВИСа, бренда, благодаря которому мировое искусствоведческое сообщество знает Витебск.

– Первый конкурс был очень успешный, у нас было более 150 участников, более 300 работ, выставка 100 лучших плакатов к 100-летию УНОВИСа, – говорит доцент кафедры дизайна и моды ВГТУ, куратор международного конкурса Наталья Тарабуко. – Второй конкурс мы решили посвятить многогранной личности. Эль Лисицкий работал в очень разных областях, при этом связывая их между собой самым неожиданным образом. Мне, как преподавателю в области коммуникативного графического дизайна, интересна его типографика. Он первым ввел этот термин, разработал 8 принципов современной типографики, которыми и сегодня пользуются дизайнеры.

Многогранность юбиляра нашла отражение в номинациях, где состязались дизайнеры (конкурс был отдельным для профессионалов и для студентов). Так, на суд жюри предложили представить печатные, объемные, шрифтовые кинетические плакаты, книги, арт-книги и т.д. Разнообразие форм для самовыражения привлекло огромное количество участников – 554 человек из 27 стран мира прислали 836 плакатов и проектов по всем номинациям.

Абсолютным победителем международное жюри назвало Якко Тикканена из Финляндии. На своем плакате профессиональный дизайнер изобразил человека, идущего от плоскости к объему по тонкой красной линии. Так минималистическим способом удалось сделать отсылку к переходу от плоскости к объему, от живописи в архитектуру, который произошел в Витебске и предвосхитил свое время.

– Члены жюри из разных странах мира не встречались, общего обсуждения не было, каждый присылал свои оценки. Но когда мы увидели результаты, то поняли, что профессионалы и правда выбрали лучшие работы, – говорит Наталья Тарабуко.

И тем более приятно, что среди победителей конкурса есть студенты Витебского государственного технологического университета. Например, победителем в номинации «Объемный плакат» стал арт-объект, который создали студентки ВГТУ Владислава Виноградова, Светлана Голубева и Диана Дубовец. Диван, который девушки расписали в стиле супрематизма, можно увидеть на выставке, которая проходит в Музее истории Витебского народного художественного училища. Там же есть возможность полистать конструктивную книгу в духе Эль Лисицкого. Победительница номинации среди студентов «Книга#КНИГАЭЛЬ» Анна Красоцкая представила свою интерпретацию «Супрематического сказа про два квадрата». Рисунки Лисицкого, благодаря девушке, ожили и получили возможность двигаться.

Всего же по итогам конкурса в Витебске организованы три экспозиции. В выставочном зале на Белобородова можно увидеть классический плакат. В Музее истории ВНХУ представлено 130 работ, названных лучшими. В арт-пространстве «Марко-сити» – авангардные проекты, арт-объекты. Там же пройдет награждение победителей конкурса из Витебска.

Директор Витебского центра современного искусства Андрей Духовников отметил, что круг любителей авангарда и всего, что окружает витебскую школу, достаточно широк и все время становится больше. Конкурсы этому способствуют. Во многом также благодаря теоретической поддержке, которую оказали преподаватели университетов: главными двигателями проекта стал технологический университет и лично Наталья Тарабуко, много лекций прочла Татьяна Котович. Но на этом в Витебске останавливаться не планируют.

– Говоря об УНОВИСе и Лисицком, мы немного забыли о Малевиче, – заметила Наталья Тарабуко. – И следующий конкурс мы посвятим его самой известной работе – «Черному квадрату».

Виктория ДАШКЕВИЧ

Фото автора

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
18 апреля 2024 17 апреля 2024 16 апреля 2024
Все новости