#ЭЛЬ130. Международный конкурс плаката прошел в Витебске во второй раз
Наверх

Архитектор будущего. Международный конкурс плаката в Витебске посвятили Лисицкому

07 октября 2022

Имя Эль Лисицкого (Лазаря Лисицкого) не так широко известно, как имена его современников Марка Шагала и Казимира Малевича. Искусствоведы напоминают: именно этот представитель русского авангарда осуществил революционный для своего времени прорыв, применив супрематизм в архитектуре. И случилось это в Витебске, где художник и архитектор работал вместе с Казимиром Малевичем.

Отсюда все начиналось

Напомнить о значении деятельности Лисицкого взялись организаторы ІІ Международного конкурса плаката «УНОВИС. XXI век. # ЭЛЬ130 / # EL130». Ими стали Витебский государственный технологический университет и Витебский центр современного искусства. Конкурс был посвящен 130-летию со дня рождения художника, дизайнера, иллюстратора, архитектора, мастера фотомонтажа.

– Лазарь Маркович Лисицкий – один из величайших представителей Витебской художественной школы, – отметила ведущий эксперт по русскому авангарду, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории и культурного наследия ВГУ Татьяна Котович. – Он – ученик Пэна, Витебск ему хорошо знаком. Он – друг Марка Шагала, последний пригласил его профессорствовать в созданной им школе. Летом 1919 года Лисицкий поехал в Москву, где встретился с Малевичем и зазвал его в Витебск. Спустя некоторое время знаменитый Николай Харджиев, которому дружба с художниками авангарда помогла собрать огромный архив, скажет: Малевич увлек его, Малевич соблазнил его супрематизмом. Малевич сделал Лисицкого.

В октябре 1919 года Казимир Малевич приехал в Витебск. Спустя два месяца они вместе с Лисицким создали первый супрематический проект – оформили комитет по борьбе с безработицей – Белые казармы. Вокруг них собрался круг учеников, которые потом, через пару месяцев стали знаменитым УНОВИСом (авангардным художественным объединением «Утвердители нового искусства»).

По мнению Татьяны Котович, Лисицкий и Малевич были в то время двумя главными фигурами в городе: первый преподавал в Витебском народном художественном училище архитектуру и полиграфию, второй – супрематизм. Эль Лисицкий недолго пробыл в Витебске, в октябре 1920 он уехал отсюда навсегда. Но за это короткое время произошел революционный прорыв: Лисицкий вывел в объем плоскостной супрематизм Малевича. Позже он напишет: «Мои проуны – проекты утверждения нового – это пересадочные станции от живописи к архитектуре».

– Эти творцы начинают новые архитектурные проекты. Вдруг возникает что-то новое, что мы понимаем под современной архитектурой, – говорит Татьяна Котович. – Она возникает в проектах УНОВИС. А потом на этой основе Малевич будет в Питере делать свои архитектоны –архитектуру для космических пространств и других планет.

Лисицкого называют и великим конструктором книги. Он воспринимал создание печатной книги как архитектуру. И одна из его первых работ – «Супрематический сказ про два квадрата». Книжку для детей он задумал в Витебске, а впервые издал в 1922 году, уже после витебского периода. В ней рассказывается о том, как из плоскости появляются объемные архитектурные сооружения.

В 1920 году в Витебске появился политический плакат «Клином красным бей белых». По сути, эта работа авторства Лисицкого начинает советское плакатное искусство.

– В 90‑е годы, когда мы только вспоминали эти имена, на конференцию в Витебск приехал один из крупных исследователей русского авангарда академик Дмитрий Сарабьянов, – вспоминает Татьяна Котович. – Сразу с поезда поспешил не в гостиницу, а к зданию Витебского народного художественного училища. Он подошел к колонам на входе, обнял одну из них и сказал: «вот отсюда все и начиналось».

Переосмысляя Лисицкого

Очень логично, что юбилей Лисицкого вспоминают в Витебске именно таким образом: международным конкурсом плаката. Кстати, первый аналогичный конкурс организаторы посвятили 100-летию УНОВИСа, бренда, благодаря которому мировое искусствоведческое сообщество знает Витебск.

– Первый конкурс был очень успешный, у нас было более 150 участников, более 300 работ, выставка 100 лучших плакатов к 100-летию УНОВИСа, – говорит доцент кафедры дизайна и моды ВГТУ, куратор международного конкурса Наталья Тарабуко. – Второй конкурс мы решили посвятить многогранной личности. Эль Лисицкий работал в очень разных областях, при этом связывая их между собой самым неожиданным образом. Мне, как преподавателю в области коммуникативного графического дизайна, интересна его типографика. Он первым ввел этот термин, разработал 8 принципов современной типографики, которыми и сегодня пользуются дизайнеры.

Многогранность юбиляра нашла отражение в номинациях, где состязались дизайнеры (конкурс был отдельным для профессионалов и для студентов). Так, на суд жюри предложили представить печатные, объемные, шрифтовые кинетические плакаты, книги, арт-книги и т.д. Разнообразие форм для самовыражения привлекло огромное количество участников – 554 человек из 27 стран мира прислали 836 плакатов и проектов по всем номинациям.

Абсолютным победителем международное жюри назвало Якко Тикканена из Финляндии. На своем плакате профессиональный дизайнер изобразил человека, идущего от плоскости к объему по тонкой красной линии. Так минималистическим способом удалось сделать отсылку к переходу от плоскости к объему, от живописи в архитектуру, который произошел в Витебске и предвосхитил свое время.

– Члены жюри из разных странах мира не встречались, общего обсуждения не было, каждый присылал свои оценки. Но когда мы увидели результаты, то поняли, что профессионалы и правда выбрали лучшие работы, – говорит Наталья Тарабуко.

И тем более приятно, что среди победителей конкурса есть студенты Витебского государственного технологического университета. Например, победителем в номинации «Объемный плакат» стал арт-объект, который создали студентки ВГТУ Владислава Виноградова, Светлана Голубева и Диана Дубовец. Диван, который девушки расписали в стиле супрематизма, можно увидеть на выставке, которая проходит в Музее истории Витебского народного художественного училища. Там же есть возможность полистать конструктивную книгу в духе Эль Лисицкого. Победительница номинации среди студентов «Книга#КНИГАЭЛЬ» Анна Красоцкая представила свою интерпретацию «Супрематического сказа про два квадрата». Рисунки Лисицкого, благодаря девушке, ожили и получили возможность двигаться.

Всего же по итогам конкурса в Витебске организованы три экспозиции. В выставочном зале на Белобородова можно увидеть классический плакат. В Музее истории ВНХУ представлено 130 работ, названных лучшими. В арт-пространстве «Марко-сити» – авангардные проекты, арт-объекты. Там же пройдет награждение победителей конкурса из Витебска.

Директор Витебского центра современного искусства Андрей Духовников отметил, что круг любителей авангарда и всего, что окружает витебскую школу, достаточно широк и все время становится больше. Конкурсы этому способствуют. Во многом также благодаря теоретической поддержке, которую оказали преподаватели университетов: главными двигателями проекта стал технологический университет и лично Наталья Тарабуко, много лекций прочла Татьяна Котович. Но на этом в Витебске останавливаться не планируют.

– Говоря об УНОВИСе и Лисицком, мы немного забыли о Малевиче, – заметила Наталья Тарабуко. – И следующий конкурс мы посвятим его самой известной работе – «Черному квадрату».

Виктория ДАШКЕВИЧ

Фото автора

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
17 ноября 2025 16 ноября 2025 15 ноября 2025 14 ноября 2025 13 ноября 2025
Все новости