Бесплатная диагностика только в мышеловке: как не попасться на мошенников при ремонте телефона или компьютера
Несколько дней назад один из онлайн-ресурсов рассказывал о пожилой жительнице Бобруйска, которая отдала компьютерному мастеру 1 130 рублей, хотя у нее всего лишь пропал звук в Skype. Мы решили узнать у юристов, как избежать таких неприятных моментов, выбирая сервис для ремонта компьютера или телефона.
Не торопитесь решать
Если верить статье, мастер оказал услуги по завышенным ценам. Причем необходимость большинства из них в данном случае была, скажем так, не очевидна. Если вы плохо разбираетесь в цифровой технике, то мастер может убедить вас в необходимости проведения сомнительных манипуляций и выставить за них любую цену. Поэтому первый совет тем, кто отдает технику в ремонт: не торопитесь. Возможно, он вам и не нужен.
– Сначала целесообразно заказать диагностику с определением причины неполадок и озвучиванием цены предполагаемого ремонта, – рассказала заместитель председателя ОО «Белорусское общество защиты прав потребителя» Тамара Бельская. – Сервисные центры часто проводят акции, предлагая бесплатную диагностику при заказе ремонта. Но лучше провести ее отдельно, даже если за это придется заплатить. Возможно, вам озвучат цену, при которой целесообразнее купить новый телефон. А может быть вашу проблему решит условная перезагрузка системы. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке, в наше время люди часто об этом забывают.
По мнению юриста, если мастер перед началом ремонта провел той же бабушке из Бобруйска диагностику и назвал цену, то ей стоило остановиться и спросить у молодого человека причину неисправности. Уже потом эту причину следовало вбить в поисковик. Интернет выдал бы ей бесплатный алгоритм действий или – на худой конец – телефоны других ремонтников.
Но что делать, если вы узнали стоимость ремонта уже постфактум? Тогда, говорит Тамара Бельская, пусть мастер предоставит документ, в котором подробно распишет, что именно отремонтировал или заменил, а также покажет свой прейскурант. Потом с этой информацией можно обратиться к юристам, если вы посчитаете, что вам навязали ненужную услугу.
– Часто мастера соглашаются назвать цену только после диагностики, и в этом нет ничего незаконного. Но тогда надо попросить специалиста назвать минимальную и максимальную предполагаемые цены на его услуги. Спросить, что вы мне сделаете за минимальную цену, а что за максимальную.
Не поленитесь проверить
Итак, перезагрузка девайс не воскресила, а покупать новый слишком дорого. Ремонт целесообразен. Что делаем после диагностики?
Во-первых, постарайтесь не прибегать к услугам ремонтников, работающих без оформления договора оказания услуг. Его вам должны предоставить до начала ремонта, и в нем должны быть указаны реквизиты компании или самого мастера (если он самозанятый или ИП), дата составления договора, наименование конкретной услуги, стоимость и сроки ее оказания. Неплохо изучить и сайт фирмы, к которой обращаетесь: вдруг там есть какая-то публичная оферта.
– ИП и самозанятые подпадают под сферу действия законодательства о защите прав потребителей. То есть, они обязаны в договоре указывать свое полное имя, фамилию, отчество и адрес. Да, чисто теоретически это персональные данные, но мы говорим о субъекте, оказывающем услуги населению. Это обязательная для потребителя информация, она под персональную уже не подпадает. Мы же не можем отдать телефон на ремонт мистеру X или миссис Y, – замечает Тамара Бельская.
Уже после ремонта исполнитель должен выдать вам акт оказания услуг. В нем также должны быть описаны название услуги, ее стоимость, реквизиты ремонтника и дата составления документа.
– Получая документ на принятие любого товара, обращайте внимание на то, что там написано. Если записи непонятны, пусть перед тем, как вы поставите подпись, вам объяснят, что написано. Если почерк неразборчив, пусть пишут печатными буквами, – добавляет Тамара Бельская.
Не забудьте удалить
О своих данных перед сдачей устройства в ремонт также следует побеспокоиться. Вы же не хотите, чтобы ремонтник, получив девайс, внезапно заинтересовался письмами или фотографиями?
Разумеется, перед тем, как отдать гаджет другому человеку, нужно очистить устройство от чувствительной информации (например, фотографий паспорта или документа с паролями), выйти из всех учетных записей, на все важные папки и приложения установить пароли или, если можно, двойную аутентификацию. Некоторые специалисты по кибербезопасности вообще советуют скопировать на сторонний носитель все необходимые сведения, а сломанное устройство сбросить до заводских настроек.
Но это если компьютер или телефон работают. Если же ноутбук не включается, а у смартфона разбит экран, можно будет уже в сервисе попросить стереть с техники все данные, при этом не выдавая мастерам пароль. Если вы периодически делаете резервное копирование, то потом восстановите всё, что вам необходимо.
Обязательно вытащите из телефона SIM-карту! С ее помощью можно зайти в те приложения, которые для входа или каких-то действий требуют код из SMS-сообщений. Не верьте, если вам говорят, что симка нужна для ремонта. В хороших сервисах для таких случаев есть своя тестовая симка.
Также перед тем, как отдать смартфон в ремонт, запишите его IMEI-код. Узнать его можно, набрав *#06#. Получив отремонтированное устройство, наберите этот номер еще раз и сверьте коды. Если они не совпадают, то, скорее всего, ваш телефон подменили.
Никита ГРЕБЕННИКОВ
Фото из открытых интернет-источников