Чем меньше стресса в первые годы жизни, тем умнее и счастливее ребенок
В последнее время в СМИ раз за разом публикуются результаты исследований, которые несут четкий посыл родителям. Кратко сформулировать его можно так: «Не надо недооценивать маленький возраст ребенка и обесценивать его чувства. В первые годы жизни мозг учится чувствовать и думать, так что отдавайте отчет словам и следите даже за выражением лица. Но не надевайте маски, а реально меняйте самих себя в лучшую сторону».
Спокойствие и только спокойствие!
Например, исследования, проведенные в Америке, показали: отрицательные эмоции могут серьезно и длительно влиять на процессы эпигенетики (явления, при котором меняются гены, но не затрагивается структура ДНК). При этом на появление этих самых негативных реакций влияли не только крики родителей, но и самые разные факторы, вплоть до скрываемых взрослыми от самих себя истинных эмоций.
Еще в одном крупном исследовании ученые подчеркивают, что чем больше внимания и заботы получают малыши, тем выше их уровень IQ. Эти утверждения построены не только на наблюдениях. У детей, с которыми обходились внимательно (с ними читали, их поощряли, слушали), и ребят, которыми в семьях не занимались, обнаружились даже различия в размере гиппокампа – участка мозга, отвечающего в том числе и за память. Очередное тому доказательство – результаты обучающей программы, которую 6 лет назад курировала американский нейробиолог Хелен Невилл из Орегонского университета. (город Юджин). Суть программы заключалась в том, чтобы изменить подходы к воспитанию детей в бедных семьях, внесенных в списки государственной программы «Начальное преимущество». В ходе обучения родителей учили снижать уровень стресса и не срываться на детях, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства. Когда ученые проанализировали результаты, были приятно удивлены: внимание и другие показатели интеллекта, самоощущения детей изменились в лучшую сторону. «Когда вы меняете подход к воспитанию и уровень стресса снижается, это приводит к усилению контроля над эмоциями и улучшению познавательных способностей у детей», – резюмировала Хелен Невилл.
Разговаривайте с ребенком. Долго.
Ученые неоднократно доказывали, что значительно увеличивает интеллект ребенка не только ласка, но и привычка разговаривать. Обсуждайте с малышом всё – чувства, новости и даже обстановку вокруг. При этом особенно важны длительные разговоры, а не обмен парой дежурных фраз. И еще один момент: как оказалось, гаджеты не заменяют живой речи. Результаты исследования демонстрируют, что сказки, услышанные с аудиокниги или телевизора, имеют меньший эффект, нежели те, что рассказаны живым человеком. Почему так происходит, исследователи однозначного ответа не дают, но подчеркивают: мозг малыша – совершенная самообучающаяся машина, и в этом процессе родители играют первые роли. Кстати, в 2,5 года дети уже могут исправлять грамматические ошибки в речи персонажей мультиков или кукольного театра, а к 3 годам понимают устройство родного языка.
«Мама, я злюсь!»
Еще очень важно давать ребенку выражать абсолютно любые эмоции и не подавлять их. Поэтому полезность слов, вроде «не расстраивайся» или «перестань, не хнычь, как малявка» весьма сомнительна. «Разрешите себе и своему ребенку проявлять абсолютно разные чувства, – советует психолог из Минска Валентина Гаранович. – Если этого не делать, со временем человек станет менее чувствителен и у него притупится способность открыто радоваться миру».
Эксперт опять же предлагает рассказывать детям о своих эмоциях (в разумных пределах), обязательно называя их. Так малыш поймет, что говорить о злости, обиде или неуверенности вполне естественно, и в дальнейшем не станет скрывать свои чувства от вас. В острой ситуации применяйте метод активного слушания, то есть возвращайте услышанное. Например, дочка встречает вас со словами: «Мама, Ваня плохой, он отобрал куклу!» Вы можете ответить: «Я вижу, что ты злишься, ты расстраиваешься, но мы с этим справимся. И Ваня – не плохой, он просто плохо поступил, а это разные вещи».
Не переходите на личности, когда и сами злитесь на ребенка: не говорите о том, что он какой-то не такой. Обозначьте исключительно свои чувства. Например, если малыш испачкал одежду, скажите: «Я очень расстраиваюсь, когда люди не ценят свои вещи». Вариант «Ну что ты за неряха! Я сколько раз говорила! Смотри, куда идешь!» – это как раз не вариант. В таких случаях ребенок слышит не конкретную просьбу «Береги вещь», а то, что он ущербный и неправильный.
От ребенка себя не скроешь
При этом взрослым очень важно работать над собой. Исследователи утверждают, что ребенок бессознательно угадает печаль за маской улыбки или агрессию за вымученной сдержанностью. И, конечно же, примет на свой счет. Понятно, что личностный рост для взрослого человека – процесс не одного дня. Но есть способы, которые смогут снизить влияние ваших негативных эмоций на ребенка здесь и сейчас. Например, возрастной психолог Галина Бурменская в статье, опубликованной в журнале Psychologies, советует подбирать специальные слова сообразно ситуации. В частности, если между родителями вспыхнула ссора, важно донести до ребенка несколько моментов. Во-первых, что ссорятся не его родители, а именно муж и жена – то есть пара, которая образовалась без его участия. Соответственно, он к этой ссоре никакого отношения не имеет. Во-вторых, что ребенок может рассказать о своих эмоциях, поделиться ими, но не должен становиться судьей и утешителем (таким образом, вы даете еще раз понять его непричастность к скандалу).
Думаете, все эти нюансы общения с детьми – мелочи? Очень зря. Многолетние исследования подтверждают, что именно такие повседневные и незаметные для нас словесные либо поведенческие штампы формируют у ребенка восприятие самого себя.
Подготовила Елена ОРЛОВА
Фото Виталия ГИЛЯ