Наверх

Что ели, пили и носили наши предки? Рассказываем о белорусских праздниках колеса года

25 октября 2022

Могилевский музей этнографии является единственным в стране музеем, который отражает духовную и материальную культуру белорусов. В основу экспозиции положено годовое движение солнца и основные обрядовые праздники белорусов, которые очень тесно переплелись с повседневной жизнью населения.

Наша страна имеет древнюю и самобытную культуру. В белорусских традициях тесно переплелись древние языческие обряды и христианские обычаи. Большая часть праздников и ритуалов берет свое начало из земледельческого календаря. Связано это с тем, что от того, насколько урожайным будет год, зависела жизнь и благополучие людей. Главные праздники приурочивались, прежде всего, к основным положениям солнца: зимнего и летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия.

Музей этнографии в городе Могилев является отделом областного краеведческого музея имени Романова. Он открылся 9 декабря 1999 года, и сегодня насчитывает 130 тыс. экспонатов. Этнографическая коллекция стала собираться на всей территории страны примерно с начала 60-х годов, –рассказала заведующая Могилевского музея этнографии Светлана Рыбакова.

Национальный белорусский костюм как отражение культуры Белорусский крестьянский костюм имеет глубокие исторические корни и сохранил множество архаических черт. Он отображал местные традиции, нужды и социальный статус представителей белорусского народа, мировоззрение мастеров, изготавливавших его, а в декоративном орнаменте иногда читаются целые содержательные истории.

 –  В белорусских костюмах дольше, чем у других славянских народов,  сохраняются архаические черты. Хотя и появлялись фабричные ткани, но долгое время преобладали исключительно ткани домашнего производства, изготовленные изо льня и шерсти, иногда лен и шерсть смешивались. Все предметы костюма не кроились, а собирались из прямоугольных кусков ткани. Можно определенных образом разорвать куски ткани льняной сотканной и затем определенным образом их собирать, чтобы потом получилась та форма, которая, собственно, и задала форму национального костюма. Важный принцип цветового решения сохранялся. Это преимущественно белый костюм с красным геометрическим орнаментом. Позже с небольшим добавлением черного цвета, – отметила Светлана Рыбакова.

Если говорить о способах изготовления одежды, то это в основном ткачество и валяние.

– Ремесло, которое соприкасалось только с женскими руками, это ткачество. Весь христианский мир был поделен на мужскую половину и женскую. И работы этих двух половин не пересекались. Женщины никогда не занимались деревообработкой, точно так же мужчины никогда не касались всего, что связано с ткачеством. Исключение – изготовление деревянных приспособлений, с помощью которых женщины занимались обработкой льноволокна или шерсти. Основу костюма составляла льняная ткань, но пояса изготавливались из нитей шерстяных с использованием льняных и шерстяных нитей. Очень часто дополнительно ткани шерстяные подвергались процессу валяния, – поведала эксперт.

Важнейшие обрядовые праздники

Обрядовые праздники отмечались на территории Беларуси долгое время. Прежде всего, в обрядности выделяются праздники календарного цикла.

– Они сложились, так считают исследователи, в очень далекую пору, еще языческую. Позже церковь наложила свои особенности празднования того или иного праздника. Они лежат на поверхности, мы их празднуем каждый год по сей день. К примеру, на Колядки по домам ходили ряженые, распевающие специальные песни. Они водили с собой «козу», иногда и «медведя» – переодетых людей, которые разыгрывали представление у каждого двора, получая за это различное угощение и мелкие деньги. Верилось, что будущий год воздаст сторицей. Хозяева сидели за столом со специальными колядными блюдами, незамужние девушки гадали на будущее и суженого. Нельзя не упомянуть Масленицу. Этот праздник в некоторых местах Беларуси называют еще масленкой и сырницей. Последнее воскресенье масленицы называют прощеным: люди как бы отпускают друг другу грехи, просят прощения у близких. Праздновать масленицу начинают в четверг, – перечисляет собеседница.

В список важнейших обрядовых праздников также входят Кликанье весны и Пасха.

– Пасха была самым главным днем в году. Только после того, как люди справляли все обряды великодные, можно было приступать к обработке земли. Это праздник водораздела между работами дополевыми и великими полевыми работами. Праздник Юрьев день также весьма значим, также как и Радоница, Троица, Иван Купала, Петров день, Илья, Зажинки, Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы. Круг годовых праздников календарных замыкается и все повторяются снова. И так бесконечно, – описывает Светлана Рыбакова.

Быт крестьян

Быт крестьян наилучшим образом рассказывает, как люди раньше жили на территории Беларуси. К примеру, во дворе традиционно располагались хозяйственные постройки: сарай, загон для домашнего скота (хлев). Зимой часто приходилось брать скотину прямо в дом, чтобы уберечь от морозов. Обязательная постройка – подпол. Ямка в земле, которую накрывали крышкой. В нее складывали продукты, чтобы не портились в тепле. В холодное время года продукты можно было хранить в сенях в мешочках, или на улице.  Обязательно во дворе был огород, на котором работали женщины и дети. Выращивали овощи: свеклу, морковь, капусту, редьку, лук. В лесу собирали грибы и ягоды, в основном этим занимались дети. Сушили впрок, делали запасы на зиму.

–  В западной и восточной части Беларуси тип двора несколько отличался. К примеру, на территории Могилевской области хозяйственные постройки ставились по кругу, а для западных типов двора характерны постройки однорядовые. Однако во внутреннем устройстве хаты белорусской отличий практически не было. Примерно в середине располагалась печь, по диагонали от нее был красный угол. Широкие лавки имелись, стол, «бабий кут», – описывает представитель музея.\

Если говорить о питании белорусов, то издавна основой всего был хлеб. Он мог выпекаться по-разному, но был на столе в любой ситуации. В качестве добавки изготавливались жидкие блюда – густой суп, жидкая каша.

– Таким было повседневное питание. По праздникам готовили мясо. Его, нужно сказать, готовили достаточно редко. В качестве приправ использовался чеснок, лук, укропное семя. В основе всего лежало натуральное хозяйство. Белорусская деревня практически не знала денег. Если они появлялись, то шли только на очень важные траты – на строительство хаты, на приданое. Деньги откуда появлялись? Девушки пряли, продавали ягоды. Обязательно у них платочек фабричный должен был быть, украшения из покупных материалов. Совсем юные девушки носили изделия из глины, соломы, дерева, а невестам необходимо было иметь предметы более презентабельные из фабричных бусин, – поделилась знаниями эксперт.

Зачем соблюдать традиции?

Датами и традициями православных праздников сегодня интересуются многие. Однако следуют тем или иным канонам далеко не все. Вместе с тем раньше такие правила соблюдались неукоснительно.

– Сегодня мы думаем, будь как будет. А тогда люди не могли себе позволить таких экспериментов. Если было предписаны определенные действия в праздничные дни, белорусы обязательно делали так, как нужно. Люди боялись осуждения мира крестьянского. Считалось, что, если кто-то согрешил, грех ложился на всю общину. И белорусы не могли так рисковать, – резюмировала собеседница.

Наталья МАРЦИНКЕВИЧ

Фото автора

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
16 апреля 2024 15 апреля 2024 14 апреля 2024 13 апреля 2024 12 апреля 2024
Все новости