Стиль жизни

Что может объединять белорусские узоры и символы северных народов России? Оказалось, многое!

Архангельская областная «Детская школа народных ремесел» работает уже 30 лет. Выпускники, покидающие учреждение дополнительного образования, получают удостоверение мастера. Пять лет коллектив школы сотрудничает с Культурно-историческим комплексом «Золотое кольцо города Витебска «Двина».

В этом году в дни фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» представители России привезли в город на Двине выставку текстиля и провели несколько мастер-классов по традиционным ремеслам. Они рассказали, как в Архангельске сохраняют наследие предков, превращая его в занятие, которое в качестве дела своей жизни выбирают юные северяне.

Как растят мастеров

Школа народных ремесел не имела предшественников. В 1990 году ее создал заслуженный работник культуры России и почетный гражданин Архангельска Владимир Бурчевский. В учреждении дополнительного образования занимаются дети с 9 до 18 лет.

– Мы разработали свою систему образования. Обучаясь, ребенок проходит испытания на звание подмастерья, мастерового, а затем – мастера, – поясняет педагог мастерской «Северное орнаментальное вязание», народный мастер Архангельской области Вера Максимовская. – В среднем, чтобы достигнуть высшей ступени, нужно учиться 3-4 года.

Освоив выбранное ремесло, многие ребята на этом не останавливаются. В Школе есть возможность после обучения в одной мастерской перейти в другую, всего здесь работают по 12 направлениям. Были случаи, когда дети осваивали и 3-4 народные профессии.

Интересная форма работы школы – экспедиции. В поездках ребята общаются с носителями и хранителями народной культуры. Умения перенимают не только в самом Архангельске, но и по всей области.

Не все выпускники школы в будущем становятся народными мастерами, но знания, приобретенные в ней, часто помогают им в освоении смежной профессии. Например, постигнув принципы работы с народным текстилем, многие выбирают в качестве основного занятия дизайн одежды.

В последнее время народные мотивы русского Севера становятся популярными у современных кутюрье.

Уникальность в традициях

Кстати, именно народный текстиль стал темой выставки в Витебске 2021 года. Работы учеников представили Вера Максимовская и педагог мастерской «Северная вышивка», народный мастер Архангельской области Дарья Громова. Обе мастерицы преподают в «Детской школе народных ремесел».

Ткачество – основной вид работы с текстилем. Тканые вещи часто украшали вышивкой. В Архангельской области известно несколько ее видов: набор, роспись, тамбур, который еще называют «мышиной тропкой».

Тамбурный шов использовали в знаменитом Каргополе – древнем городе на берегу реки Онеги. Текстильные изделия местных мастеров по яркости и многоцветию не уступают знаменитым каргопольским игрушкам. И это просто объясняется: город находился на стыке дорог, туда постоянно завозили нитки и красители. Привозные материалы выделялись обилием нехарактерных для тех мест розовых оттенков.

– Розовым тоже можно пользоваться, воспроизводя традиционную вышивку, – поясняют мастерицы. – Но здесь обязательно соблюдать меру. И если дизайнеры в своих стилизованных работах по мотивам народного творчества могут позволить себе некоторые вольности, то в работах детей за цветовым балансом следят очень строго. И не только мы. За корректным воспроизведением ремесел наблюдают историки, этнографы, музейные работники. Все заинтересованы в том, чтобы максимально точно сохранить наше наследие.   

На выставке в этом году архангельские мастера представили каргопольский сарафан. Но сарафан с богатой многоцветной вышивкой – далеко не единственный предмет одежды, которым могла бы гордиться в старые времена девушка из Каргополя. Особым праздником там считался сенокос. Выходя на работу, каргопольцы надевали свои лучшие вещи. Многослойный костюм мог состоять из 10 единиц одежды, причем подол каждой вещи был украшен вышивкой. Нарядные девушки приподнимали верхние одежды, демонстрируя, как расшита нижняя.

– Кстати, – замечают мастера из Архангельска, – несмотря на огромное расстояние между нашими городами, у белорусского орнамента и узоров севера России есть немало общего. В обеих культурах популярны солярные символы, а в ткачестве полосы чередуются по одному и тому же принципу: от большего к меньшему.

К уникальным символам северных народов относят барсов, птицу Сирин и лягушку. Последняя, кстати, считается завуалированным символом роженицы.

– В нашей области сохранилось 8-10 различных техник ткачества поясов, – рассказывает Дарья Громова. – У нас достаточно суровый климат, поэтому было развито традиционное вязание. Интересно, что орнаменты, используемые в ткачестве, мастерицы переносили на вязаные изделия. Зима в наших краях холодная и длинная, поэтому мастерицы активно добавляли краски. В одной вязаной работе могло использоваться от 2 до 7 цветов.

Представлено в «Детской школе народных ремесел» и лоскутное шитье. В Архангельской области оно появилось относительно поздно, в конце XIX – начале XX века. Причина в том, что полотна традиционно ткали достаточно узкими и лоскутов после пошива одежды практически не оставалось. Но когда в продаже появились фабричные ситцевые ткани, рачительные хозяйки стали сохранять обрезки.

Мастера представили лоскутные одеяла, выполненные из кругляшей – цветных рельефных лоскутных половинок. Примечательно, что эта техника используется только на севере России.

В рамках выставки Дарья Громова и Вера Максимовская провели несколько мастер-классов по традиционным ремеслам.

Организаторы пригласили посетить экспозицию представителей Министерства образования Республики Беларусь, потому что уверены: такой образовательный опыт достоин подражания. 

Виктория ДАШКЕВИЧ

Фото автора