Что стоит за доставкой посылок к «черной пятнице»?
После так называемой «черной пятницы» 24 ноября наступит «киберпонедельник», который даст старт сезону распродаж во многих странах мира.
В конце ноября через Германию в отдельные дни перевозят более 11 млн посылок, для чего задействуют десятки тысяч человек, сообщает немецкий портал DW.
Больше всего придется трудиться курьерам, доставляющим посылки, особенно на так называемой последней миле, то есть доставке до входной двери клиента. И за этот физический труд им плохо платят.
Низкий заработок курьеров
Квалифицированные работники международных компаний экспресс-доставки грузов и документов, таких как DHL, Hermes, UPS, DPD, GLS и Fedex зарабатывают значительно меньше, чем их коллеги в других секторах экономики. Доставщики посылок, работающие полный рабочий день, зарабатывают в среднем 2719 евро брутто. «Это означает, что квалифицированные работники в этой сфере получают в среднем на добрых 20% меньше, чем квалифицированные работники в экономике в целом», – сухо констатирует Федеральное статистическое управление.
Кроме того, почти 30% курьеров трудоустроены через агентства временного трудоустройства.
Работа по методам Дикого Запада
Некоторые видят в индустрии посылок методы Дикого Запада, поскольку крупные логистические компании, такие как Amazon или Hermes, в большинстве случаев нанимают внешние компании, то есть субподрядчиков. Коллективные договоры там зачастую не действуют. Среди крупных компаний лишь DHL сама нанимает большинство курьеров, и коллективные договоры там действуют в полной мере.
«Проверки неоднократно выявляют плохие или незаконные условия труда, в том числе нарушения закона о минимальной заработной плате. А также фиктивную самозанятость и игнорирование необходимых мер по охране труда и технике безопасности», – заявил объединенный профсоюз работников сферы общественного обслуживания Verdi.
Временный и нетипичный труд
Курьеры посылок часто выполняют «нетипичную» работу. Это временные должности, частичная занятость или временные сотрудники. По данным Федерального статистического управления, это касается почти 29% штатных сотрудников отрасли. Для сравнения: средний показатель по всем отраслям составляет 19%. «В отрасли почтовых отправлений и посылок сотрудники не только работают за сравнительно низкие заработки, но часто еще и в нестандартное рабочее время», – продолжили немецкие статистики. Почти 60% работников доставки также вынуждены работать по выходным. В общей экономике эта доля составляет половину.
Помочь улучшить ситуацию призван Закон о защите перевозчиков посылок, вступивший в силу в 2019 году. Он предусматривает, что крупные клиенты должны обеспечить, чтобы их субподрядчики платили взносы на социальное страхование за своих сотрудников.
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников