«Чудо на Гудзоне»: пилоты Belavia рассказали, что думают о фильме
В Минске стартовала акция «В кино с Belavia». Авиакомпания предлагает минчанам посмотреть пять фильмов на авиационную тематику, а после – обсудить их с профессиональными пилотами. Для первого показа выбрали киноленту 2016 года «Чудо на Гудзоне».
О чем фильм
Действие картины основано на реальных событиях и происходит в Нью-Йорке 15 января 2009 года. В этот день капитан рейса 1549 Чесли Салленбергер совершил аварийную посадку самолета Airbus A320 на воду реки Гудзон. Все 155 человек, находившихся на борту, выжили. И пока журналисты и уцелевшие пассажиры рукоплескали профессионализму и выдержке пилота, авиакомпания начала расследование. В зависимости от его итогов Чесли Салленбергер мог как остаться национальным героем, так и навсегда лишиться возможности летать за «необоснованное рискованное решение».
Что рассказали пилоты
Вместе со зрителями фильм посмотрели пилоты Александр Шишковец и Иван Солтан. По окончании сеанса они ответили на вопросы, которые возникли у присутствовавших в зале во время просмотра.
Как готовят пилотов? Есть ли отработка экстренных ситуаций?
– Мы пять лет учились в Ульяновском институте гражданской авиации. Сначала преподают теорию – аэродинамику, метеорологию, навигацию, высшую математику. С третьего курса начинается летная практика. По окончании института у студента есть налет 150 часов – 100 на моторном и 50 на двухмоторном самолете. С таким багажом у тебя появляется возможность устроиться в авиакомпанию, чтобы управлять большим пассажирским воздушным судном.
Раз в полгода пилот должен подтверждать свою компетентность. Проверка проходит на тренажерах, похожих на те, что показаны в фильме. На них мы отрабатываем все возможные полетные ситуации.
Как нам говорили в институте, пилот всегда должен быть впереди самолета. Каждый раз, взлетая, мы снова прогоняем в голове, что будем делать в той или иной ситуации, даже при одновременном отказе двух двигателей, как в фильме. Но это вообще худшая из возможных ситуаций.
Насколько вообще реалистично, что самолет в фильме летел без двигателей (по сюжету они вышли из строя после столкновения со стаей птиц)?
– Самолет довольно долгое время может лететь без обоих двигателей. Птицы ведь тоже летают без моторов. Они просто парят на крыльях. Вот и авиалайнер, в зависимости от качества крыльев и набранной высоты, может находиться в воздухе даже несколько часов. Например, если судно уже успело подняться на высоту 10 километров, то при отключении сразу двух двигателей оно сможет пролететь еще 100 километров. За это время пилот успеет и провести нужные расчеты, и нормально зайти на посадку.
Практика показывает, что при отказе двигателей часто возникает ситуация, когда твой самолет находится слишком высоко, чтобы зайти на полосу. То есть, тебе нужно еще немного пролететь, чтобы нормально приземлиться.
Инструкции для подобных случаев разработаны уже давно. Но кино показывает, что это все равно довольно сложная ситуация, во многом зависящая от опыта пилотов. Как правильно сказал главный герой, «если хотите найти ошибку человека, так добавьте в уравнение человека».
Так, в фильме есть сцена, где капитан, узнав об отключении двигателей, сразу же врубил вспомогательную силовую установку. Хотя в специальных чек-листах, общих для всех пилотов, это действие значится лишь под одиннадцатым пунктом. Здесь капитана выручил опыт и он смог всех спасти.
Что касается ситуации с отключением только одного двигателя, то в таком случае самолет может лететь дальше. Отказ одной силовой установки не должен быть для пилота сюрпризом – нас этому в институтах учат с самого начала.
Что нужно учитывать при посадках на воду?
– Все детали, касающиеся посадки на воду, тоже имеют хорошую теоретическую основу. Случаи, когда самолет сажали на реку, известны. В том числе на территории СССР. Так, в 1963 году пришлось экстренно сажать самолет Ту-124 в Ленинграде на Неву. Там тоже не было погибших. А ведь на Неву сесть еще сложнее, чем на Гудзон. Нева у́же, а еще на ней много мостов.
Однако мы не говорим, что это легко. Во-первых, вода на таких скоростях приобретает жесткость. Расшибиться, вообще-то, можно даже при прыжках в бассейне, если, например, ныряльщик наткнется на лежащую на водной глади газету. К тому же пилот во время посадки на воду должен добиться как можно меньшего тангажа – угла между поверхностью и самолетом. Проблема в том, что при сокращении скорости тангаж, наоборот, увеличиваться.
Как должна проходить эвакуация? За какое время ее следует провести?
– Международные нормы отводят на эвакуацию 90 секунд. Для любого самолета. Этого в теории должно хватить, чтобы эвакуировать все воздушное судно, даже если половина выходов не работает.
Но это в теории. На практике же пассажиры во время эвакуации пытаются забрать с полок свои вещи. Из-за этого они мешают остальным людям пройти к выходу. Недавно читали, что Boeing и Airbus уже подумывают о блокировке багажных полок при экстренных ситуациях. Но, думаем, это просто приведет к тому, что люди будут погибать, пытаясь эти полки открыть.
Поэтому в самолете надо внимательно слушать, что вам говорят пилоты и бортпроводники. И в экстренной ситуации нужно в первую очередь спасать себя, а не вещи.
Что вы сами будете делать, если ваш самолет окажется в подобной ситуации?
– Есть так называемые «Действия по памяти». Это основной чек-лист в подобных ситуациях. Он прописан в специальной книге инструкций (в фильме ее читает помощник пилота перед тем как попытаться включить сломанные двигатели). Совсем всё рассказать не можем – там довольно много действий. Но в конце написано: помогите пассажирам с эвакуацией.
Как и в фильме, капитан должен покинуть самолет последним, предварительно его осмотрев. Разумеется, если для осмотра есть время и возможность, если авиалайнер не горит и не дымится.
Вообще, героям фильма повезло, что самолет упал не ночью. Рядом оказались туристические кораблики, которые скооперировались и помогли пострадавшим. Мы и раньше читали материалы по этому делу. Там вообще все обстоятельства сложились так, будто приводнение планировалось заранее. Поэтому это происшествие так и назвали – «Чудо на Гудзоне». Воедино слились профессионализм капитана и несколько удачных совпадений.
Кстати, о капитане. Ставим ему двадцать из десяти за то, что после осмотра судна он вернулся в кабину и забрал бортовой журнал. Это его обязанность: сохранить всю возможную полетную документацию.
Что такое помпаж? В фильме Салленбергеру говорят, что мог произойти помпаж, а не отключение двигателей.
– Это, грубо говоря, нарушение процесса горения топлива в баке самолета. Когда оно горит недостаточно интенсивно или вообще прекращает это делать. Но это не критично. После перезапуска двигатель продолжит работать. У самолета же из фильма произошел не помпаж, а поломка силовых установок. Это уже нельзя было исправить, только садиться.
Кто в Беларуси занимается расследованием таких происшествий, как в фильме?
– В СНГ этим занимается Межгосударственный авиационный комитет, Следственный комитет, представители авиакомпании, производителей самолетов. Также могут позвать других компетентных людей: метеоролога, преподавателя динамики. В фильме вот следователи упоминали, что в расследовании участвовали орнитологи, ведь проблема произошла из-за стаи птиц. В общем, зовут любого профессионала, чьи знания могут пригодиться.
Как и в фильме, пилотов в некоторых случаях могут до окончания расследования оставить на земле. Во избежание инцидентов, особенно если в произошедшем виноваты окажется именно они.
Популярный вопрос от тех, кто далек от авиации: зачем в самолете пилот, если есть автопилот?
– Да мы от второго пилота не избавились, а вы вообще все хотите отдать автомату (смеются)?
Автопилот, действительно, очень классная штука. Он разгружает работу пилота-человека. Однако взлет и посадка проходят в ручном режиме. Не всегда, но в большинстве случаев.
Автопилотов, кстати, тоже два. Один вышел из строя, – второй подхватил самолет. А что делать, если оба прекратили работать? Остается только ручной режим. Для этого мы в кабине и нужны.
Никита ГРЕБЕННИКОВ
Фото автора и из открытых интернет-источников