Дело тонкое: как Беларусь намерена привлекать китайских туристов
До пандемии коронавируса Китай занимал первое место в мире по количеству выездных туристов, а также второе по затратам населения на путешествия. За внимание жителей Поднебесной боролись все страны мира, включая Беларусь. Пандемия закончилась, и китайские власти включили нашу страну в список одобренных направлений для выездного туризма. Всё ли у нас готово для приема восточных гостей?
Большая очередь к китайскому пирогу
– Я недавно была в Пекине и общалась с местными жителями. У нас там жара под +40 °C, но люди всё равно куда-то ездят. В основном – внутри страны, но все уже говорят: хотелось бы съездить еще хоть куда-нибудь, – рассказала руководитель Комитета туристического сотрудничества с КНР Республиканского союза туриндустрии Чжао Цинцю на пресс-конференции, посвященной развитию туризма между Беларусью и Китаем. – Также я общалась с представителями крупных государственных корпораций, они уже готовы работать с Беларусью. Так что, вам стоит ждать гостей из Китая.
И Беларусь ждет с нетерпением. Весь прошедший год наша туриндустрия обслуживала практически одних только россиян. Однако в России уже намечается тренд на развитие внутреннего туризма. Председатель правления Республиканского союза туриндустрии Филипп Гулый считает, что рано или поздно российские города оттянут у нас часть своих туристов. Беларуси нужно искать новые рынки сбыта.
– В 2019 году Китай занимал первое место в мире по числу выездных туристов – более 120 миллионов человек. Я слышал статистику, согласно которой только у 15% китайцев есть загранпаспорт, позволяющий им путешествовать за границу. Вы понимаете, какие это открывает перспективы? Поэтому за кусочек этого пирога борются все страны мира, – рассказал заместитель руководителя Комитета туристического сотрудничества с КНР Алексей Стрельченко.
Яндекс реклама 1
Конкуренция огромная, подтвердила Чжао Цинцю. Туроператорам знакома некоторая «причуда» китайских туристов – они редко возвращаются в страны, в которых уже побывали. Потому что у них огромный выбор: Беларуси нужно конкурировать с курортами Африки, Латинской Америки и юго-восточной Азии. Готовы ли мы к такой конкуренции?
Сизифов тур
Китайские туристы открыли для себя Беларусь в 2015 году, когда в нашей стране побывал Си Цзиньпин. Через три года вступил в силу 30-дневный безвизовый режим. После этого Минск стал частью множества комбинированных туров по восточной Европе. В 2018 г. Синеокую посетили 24 тыс. китайских туристов, в 2019 – 33,7 тыс.
– К 2020 году Беларусь уверенно лидировала на нише делового туризма. Как пример, можем вспомнить участие крупного китайского бренда косметики в мае 2019 года на корпоративной конференции «Беларусь прекрасная». Мероприятие собрало почти 2 тысячи человек и стало самым массовым в Беларуси с участием Китая, – напомнил Алексей Стрельченко.
Конечно, не всё тогда шло гладко. Как оказалось, китайский турист сильно отличается от привычного российского или европейского. В первую очередь, отличие связано с языком.
– На конец 2019 года в нашей стране насчитывался 21 аттестованный гид, говорящий на китайском и сертифицированный национальным агентством по туризму. Мы знали каждого из них поименно, – рассказал Алексей Стрельченко.
Потом грянула пандемия, и китайцы закрылись в своей стране почти на три года. По словам Стрельченко, за это время Беларусь не то чтобы совсем «разучилась» работать с китайскими туристами, но многое придется наверстывать практически заново. В том числе, снова искать гидов:
– Список из 21 китаеязычного гида у нас всё еще есть. Но где сами эти гиды? В Беларуси ли они сейчас вообще?
Поймать и удержать
Однако проблема не только в языке. Напомним: конкуренция за китайских туристов огромная. Сами же они, что называется, прекрасно осознают, насколько хороши, и предъявляют большие требования к принимающей стороне.
– Китайцы очень требовательны к гостиницам, – привела пример Чжао Цинцю. – Туристы просят, чтобы им предлагали размещение в четырех- или пятизвездочных отелях. Три звезды даже не рассматриваются.
Чтобы подготовить белорусских специалистов к приему китайских гостей, Республиканский союз туриндустрии запустил обучающие туры в Китай:
– Программа недельного тура поделена на пять секций: общепит, рекреация, экологический туризм, историко-культурные комплексы и туроператоры. Ежедневно в соответствии с тематикой будет проводиться экскурсионная работа, а авторитетные китайские спикеры будут проводить лекции в соответствии с выбранной тематикой. По окончании участникам вручат дипломы государственного образца, – рассказал Алексей Стрельченко.
На курсах отельерам, турагентам и другим причастным будут объяснять особенности гостеприимства по-китайски. Например, комбинировать белорусскую и китайскую кухни:
– Посещение национального ресторана в чужой стране для китайца – это экскурсия. Всю неделю они белорусской кухней питаться не будут. А китайская кухня разная, северная сильно отличается от южной. Теперь все это нужно узнавать заново. И понимать, в какое заведение вести гостей с юга, а в какое – с севера, – объяснил Стрельченко.
Выигрышные комбинации
По словам специалиста из союза туриндустрии, Беларуси нет смысла конкурировать с Россией за китайских туристов. Наоборот, нужно использовать близость Минска и Бреста к Москве и Санкт-Петербургу:
– Москва и Петербург для китайцев, можно сказать, являются сакральными местами. Тут нечему завидовать, все мы понимаем уровень тамошних достопримечательностей. Но Минск в этих цепочках обязан присутствовать. Китайский турист прагматичен, он не откажется немного утяжелить туристический пакет за небольшие деньги.
Филипп Гулый напомнил журналистам, что на днях Евразийская экономическая комиссия приняла решение о создании нескольких таких комбинированных маршрутов. Увы, на необозримый срок уже не получится объединить Минск с Варшавой или Будапештом, как раньше. Зато получится сделать это с Санкт-Петербургом, Москвой, Астаной и Ереваном.
– Почему раньше это не работало? Потому что соглашение о взаимном признании виз между Россией и Беларусью появилось только сейчас. Китайцы, которые прибывали в Россию по так называемому соглашению о групповом безвизовом обмене, не могли приехать в Беларусь, потому что обязаны были покинуть Россию международным рейсом. Сотрудники МИДа говорят, что уже в 2024 году соглашение о взаимном признании виз заработает, – считает Стрельченко.
Так что дело за малым – поднять уровень сервиса в самой Беларуси.
– Когда у нас началось развитие внутреннего туризма, наш спрос превысил предложение, – вспомнил Филипп Гулый. – Мы поехали в агроусадьбы и санатории. Как оказалось, не всем хватило сервиса, не все были довольны соотношением цены и качества. С иностранным рынком, особенно с требовательным китайским, такого допускать нельзя.
Никита ГРЕБЕННИКОВ
Фото Александра ПОБАТА