Деревня Самали: вдали от цивилизации
Согласитесь, когда на дворе лето, трудно усидеть в офисе. Даже в будний день душа требует новых впечатлений и ярких эмоций. Самое время отправляться «за семь верст» от столицы. Едем в очередную деревушку с громким географическим названием. На этот раз путь лежит в «пиратские» Самали.
Масотский сельсовет, в котором мы и отыскали интересующий нас населенный пункт, в Молодечненском районе самый большой. По словам председателя местного сельисполкома Олега Горбача, чтобы проехать из одного его конца в другой, придется преодолеть более 30 километров. Кстати, сам сельсовет из Мясоты еще 2015-м переехал в агрогородок Выверы.
«Здесь построили новое здание для администрации, планировали еще клуб возвести, но потом посчитали, что нецелесообразно, – объяснил Олег Григорьевич. – Дело в том, что Выверы – пригород Молодечно, всего 6 километров, люди ездят в райцентр и на работу, и по делам, многие дети учатся в городе». По этой причине школа в агрогородке осталась только базовая, закрылся и один из двух магазинов. «Товарооборота не было», – прокомментировал ситуацию Олег Горбач. Сам он, к слову, из Молодечно, но чужим здесь себя не считает. «Я родился в Гомельской области, а сюда вместе с женой переехал еще в 1990-х после окончания Гомельского кооперативного института (сегодня Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации – Прим. авт.), – рассказывает сельский «мэр». – Работал в милиции, в том числе участковым инспектором, потом меня избрали депутатом по Самальскому округу, а после, в 2010 году, выдвинули на должность председателя сельского исполкома».
Попасть в Самали из Вывер можно двумя путями: напрямую через лес по грунтовой дороге или по трассе Молодечно – Илья. Первый путь короче, но для автомобиля менее безопасный и комфортный. Поэтому выбираем второй, несмотря на то, что это крюк километров в десять. В советские времена, кстати, дорога, по которой мы катим с ветерком, была гравийной. И самалийцам, чтобы добраться до райцентра в 9 километрах от родной деревни, приходилось трястись по 30–40 минут.
А вот и нужный указатель на поворот – Самали. Асфальт остается позади, и мы почти километр едем по гравийке. «В деревне домов 30, но постоянных жителей только человек 10 осталось, – рассказывает по дороге Олег Горбач, которого мы попросили быть нашим гидом. – Остальные – дачники. Только на лето приезжают». Самали, залитые ярким утренним солнцем, встречают традиционной сельской тишиной. «Давайте зайдем к Елисеенковым, – предлагает он и тут же добавляет: – Владимир Александрович – двоюродный брат композитора Олега Елисеенкова, они с женой здесь круглый год живут».
Нам повезло: хозяин дома. «Я к вам журналистов из Минска привез, хотят про деревню рассказать», – объясняет цель нашего приезда Олег Григорьевич. «Ну, тогда вы по адресу, – улыбается Елисеенков. – Я в Самалях уже 22 года живу». Владимир Александрович не местный, родился на Логойщине. Долгое время семья жила в Воронежской области России, где его отец, как он сам говорит, поднимал сельское хозяйство и возглавлял один из тамошних колхозов. После смерти главы семьи Владимир с матерью вернулись в Беларусь и купили домик в Самалях. «Вы вот по какой дороге сюда ехали? По гравийной? – обращается к нам собеседник. – А мы раньше по обычной лесной добирались. Помню, весной и после дождей такие лужи стояли. Мы раз с товарищем застряли на мотоцикле, пришлось разуваться, лезть в воду и выталкивать заглохшую технику».
Председатель сельисполкома вспоминает, что при Союзе были в Самалях и свой фельдшерско-акушерский пункт, и магазин, и даже водопровод, который функционировал благодаря работе молочно-товарной фермы. Но последнюю закрыли, и сельчане перестали получать воду централизованно. Так что сегодня непременный атрибут каждого самалийского двора – колодец или скважина.
На вопрос, что же так привлекает дачников в их деревню, Елисеенков, не задумываясь, отвечает: тишина, свобода и чистый воздух. «Я хотел озеро в деревне выкопать, – вспоминает он, – обратился в банк за кредитом, а мне как насчитали проценты, понял, что расплатиться не смогу, даже если дом и машину продам». Так и остались местные жители без своего водоема. Но это обстоятельство, похоже, не сильно повлияло на востребованность здешней недвижимости. «То, что раньше можно было купить за 500 долларов, сегодня стоит много больше», – такой тенденции Олег Григорьевич и сам не перестает удивляться.
Кстати, пустующих и бесхозных домов, как можно было бы ожидать, в Самалях нет. Хотя, уверяет Владимир Елисеенков, в былые времена деревня жила гораздо веселее. «И хозяйство было в каждом дворе, и земля вся засажена, – вспоминает он. – Сейчас же в лучшем случае курочек заводят и цветочки выращивают».
Поинтересовались мы у Владимира Александровича и происхождением названия их деревни.
По словам Елисеенкова, улица, на которой он ныне живет, раньше состояла сплошь из Самалей. «Все родственники были», – объясняет он. «Да тут полдеревни друг другу родней приходилось», – поддерживает разговор Олег Горбач. «А кто не Самаль, тот Романовский или Михайловский, – улыбается Елисеенков. – Кстати, через дом от меня живет Анатолий Самаль. Можем, если хотите, к нему заглянуть. Наверняка он дома».
И мы пошли в гости. Анатолий Владимирович – один из немногих коренных жителей деревни. Здесь родился, вырос, работал в местном хозяйстве на ферме. Сейчас, как и многие односельчане, уже на пенсии. «Владимирович, – позвал соседа Елисеенков. – Мы к тебе, расскажи про деревню». Вместе с хозяином к калитке медленно и без особого любопытства приблизился большой лохматый «двортерьер». По собачьим меркам Рекс долгожитель, ему уже 19. «Хороший охранник был, преданный», – объясняет Самаль и, улыбнувшись, добавляет: свою собачью пенсию он заслужил. Мы пытаемся сфотографировать хозяина вместе с его четвероногим другом, но пес все время отворачивается.
С третьей попытки наш фотокор все-таки ловит нужный ракурс, после чего Рекс, даже не взглянув на нас, мгновенно исчезает где-то за поворотом. «Раньше тут все один одного знали, – вспоминает Анатолий Самаль. – Но старики поумирали, много новых людей появилось». На вопрос, не скучно ли в деревне зимой, когда все разъезжаются, отвечает: привычно.
Пока наш оператор запускает квадрокоптер и мы все вместе ждем его удачного приземления, Олег Горбач обсуждает с Елисеенковым последние молодечненские новости.
Упаковав технику, прощаемся с местными жителями, пообещав интересно рассказать про Самали и самалийцев. По дороге говорим, что деревушка всем действительно понравилась. Спрятавшаяся вдалеке от цивилизации, она сохранила провинциальный колорит и неспешность сельского бытия. Через час мы уже будем в столице, где окунемся в более привычную для себя городскую суету. Поделимся впечатлениями с коллегами и обязательно наметим новый маршрут «за семь верст».
Юлия ФЕДОТОВА
Фото Валерий КАРТУЛЬ
Видео Иван БЕЛКОВ