Стиль жизни

Экологические привычки шведов: от охраны окружающей среды к развитию общества

Через 25 лет Швеция планирует перейти к полной переработке и повторному использованию ресурсов.

Однако чтобы правительственные планы были реализованы, необходимо участие каждого жителя страны.

Экологический подход к жизни в Швеции начали практиковать еще в 1990 году, среди детей в детских садах и школах. За 30 лет такого просвещения многое стало ежедневной привычкой.

Уже дома люди сортируют мусор на 15 категорий по отдельным цветным контейнерам, чтобы далее отправить его на соответствующий перерабатывающий завод. В результате 99% всего бытового мусора перерабатывается и снова идет на пользу людям в виде электроэнергии, тепла, биогаза, бутылок и даже газет. На свалку отправляется всего 1%.

Ненужные габаритные вещи в стране сдают в специальные сортировочные станции, а одежду в хорошем состоянии отправляют в благотворительные организации. Если кто-то решил не выбрасывать сломавшийся холодильник или телевизор, а отремонтировать его, то половину стоимости ремонта компенсирует государство. Дешевле стал и ремонт одежды, обуви и велосипедов, на эти услуги НДС сокращен вдвое.

Чтобы бутылки или банки от напитков люди снова сдавали, на них есть залоговая стоимость. Сдаешь их в спецприемник в супермаркете – и получаешь залог обратно, а потом тратишь в магазине или направляешь на благотворительность. Для походов в магазин шведы используют экологические сумки, в том числе и авоськи, в привычку давно вошли многоразовые бутылки для воды.

С 2018 года житель Швеции, купивший новый автомобиль, микроавтобус или грузовик, не соответствующий нормам по выбросам СО2, должен уплачивать 3 года повышенный налог. Для тех же, кто приобретает новый электромобиль или автомобиль с низким выхлопом предусмотрена компенсация от государства до 6 000 евро. Денежное возмещение полагается и тем, кто решил купить электровелосипед.

Такова общегосударственная политика по сокращению автомобилей, поскольку именно они производят 67% вредных выбросов в транспортной системе Швеции, а вот автобусы – лишь около 1%. Поэтому для улучшения экологии шведы предпочитают пользоваться общественным транспортом, а еще лучше – велосипедами, и в этом правительство и граждане – единомышленники.

Работодатели также поддерживают стремление своих сотрудников приезжать на работу на велосипеде. На предприятиях оборудуют душ и комнаты для переодевания, предоставляют напрокат служебные велосипеды. Таким же видом транспорта по традиции пользуются почтальоны, а недавно появились и велосервисы по доставке товаров и небольших грузов.

Для шведов хорошим тоном стала покупка одежды и предметов интерьера в магазинах подержанных вещей. Все больше расширяется сервис коллективного использования товаров и услуг, бартера и аренды вместо владения. Люди могут арендовать строительные инструменты и другие вещи, чтобы их не покупать.

Уже в детских дошкольных учреждениях Швеции практикуют вегетарианские блюда один раз в неделю. Это тоже с прицелом на экологию. Считается, что 15% выбросов всех парниковых газов в мире возникает из-за производства мяса, прежде всего говядины. На производство одного килограмма такого мяса в окружающую среду уходит почти 39 кг парниковых газов. Если сюда приплюсовать еще и транспортировку, то говядина станет самым неэкологичным продуктом, и шведы об этом знают.

По данным Института общественного здоровья, каждый третий житель Швеции стал есть меньше мяса – именно заботясь об окружающей среде, 52% шведов часто едят блюда без мяса, а 5% всего населения – веганы или вегетарианцы.

Расточительно и неэкологично стало выбрасывать еду, ведь вместе с ней выбрасываются и затраченные на ее производство ресурсы. Шведы заранее планируют меню, покупают только необходимое, придерживаясь концепции «ноль пищевых отходов». Все, что остается, собирают отдельно и отправляют на производство биогаза для транспорта.

Для выполнения своих задач в области экологии Швеции предстоит пройти долгий путь, но внедряемые сейчас инновации показывают, что охрана окружающей среды и развитие общества являются частью одной и той же задачи.

Сергей КИРИК

Фото из открытых интернет-источников