Емкость, размеры, пусковой ток и полярность. Рассказываем, как выбрать автомобильный аккумулятор
Машина плохо заводится на морозе? Похоже, что батарея вашего автомобиля перестала держать заряд или в принципе уже слабо заряжается из-за потери емкости АКБ. В любом случае, тянуть с заменой аккумулятора не стоит. Иначе есть шанс однажды застрять где-нибудь в самый не подходящий момент и долго ждать своего спасителя для «прикуривания».
Как не ошибиться при выборе аккумулятора?
Выбирая новый аккумулятор, в первую очередь стоит обращать внимание на три основные характеристики: емкость, пусковой ток и размер.
Средний срок эксплуатации аккумулятора – 3–5 лет, некоторые «доживают» до 7 лет, но при условии, что с ними бережно обращались.
Первый показатель указывает на количество электроэнергии, которое способна отдать полностью заряженная батарея при определенных условиях разряда и заданной температуре. В быту емкость измеряется в Ампер-часах и обозначается как А/ч.
Как правило, нужная емкость АКБ для автомобиля заранее рассчитана и указана заводом-производителем для каждой конкретной марки авто.
Покупать АКБ с емкостью выше или ниже заявленной не рекомендуется. Хотя, если в вашем авто установлены дополнительные электроприборы, к примеру, аудиосистема, вибромассажер или лампы освещения, тогда дополнительные 10–15% емкости аккумулятора не помешают и дадут больше шансов запуститься морозной зимой.
Второй показатель (пусковой ток аккумулятора) – это максимальная сила тока, которую может отдать аккумулятор в течение 30 секунд.
В среднем, для легкового автомобиля это значение составляет около 250–300 ампер, а в дизельных двигателях немного больше.
В основном пусковой ток зависит от емкости аккумулятора, однако на рынке есть устройства, в которых при одинаковой емкости показатели отдаваемой силы тока разнятся.
Чем выше пусковой ток, тем больше шансов завести автомобиль зимой. Но и здесь должна быть мера. При превышении рекомендуемых значений для конкретного стартера увеличивается нагрузка на его щеточно-коллекторный узел, что приведет к снижению его ресурса и выходу из строя.
Третий показатель, который следует учитывать при покупке аккумулятора – размер АКБ. Дело в том, что азиатские и европейские батареи отличаются друг от друга. Первые – чуть выше и имеют примерно одинаковую высоту и ширину. Европейские же более приземистые и имеют прямоугольную форму.
Отличаются батареи и по месту расположения полюсных выводов.
На азиатских аккумуляторах они находятся сверху, на крышке, а на европейских моделях утоплены в специальные ниши. Чтобы с легкостью установить купленный аккумулятор на площадку вашего автомобиля, нужно учесть каждый вышеперечисленный фактор. Еще одна особенность, к которой следует отнестись внимательно — полярность аккумулятора (расположение полюсных выводов). Полярность бывает прямая и обратная. При прямой полярности клемма «минус» расположены справа, при обратной полярности —клемма «минус» расположены слева. Если вы купите аккумулятор с неправильной полярностью, то не сможете его установить, так как клеммы просто не будут дотягиваться до полюсных выводов. Поэтому, перед покупкой лучше ознакомьтесь со схемой подключения аккумулятора в техническом руководстве вашего автомобиля.
Типы аккумуляторов
Сейчас на рынке продают множество различных аккумуляторов, которые отличаются, в том числе, и технологией изготовления. Современные АКБ делятся на:
- Стандартные аккумуляторы. Для их изготовления используют обычные свинцовые пластины с добавлением сурьмы, которая не только увеличивает прочность самих пластин, но и усиливает процесс электролиза. Данная технология считается устаревшей, а сами аккумуляторы не экологичными. Существуют также стандартные АКБ с пониженным содержанием сурьмы — используются гораздо чаще, но в них иногда нужно доливать дистиллированную воду.
- AGM – аккумуляторы. В таких батареях электролит находится не в свободном состоянии. Он связан в специальном материале, который выполнен из стекловолокна и надежно удерживает жидкость. Такие батареи считаются более безопасными. Они быстрее заряжаются и имеют медленный саморазряд.
- EFB-аккумуляторы. Такие аккумуляторы признаны улучшенным вариантом свинцовых батарей с жидким электролитом. Пластины в них более массивные, каждая завернута в особую оболочку из пористого микроволокна, надежно прилегающую к электродам.
- EFB-аккумуляторы имеют ресурс почти в два раза выше, чем обычные батареи. Они не подвержены сульфатации пластин при глубоком разряде, имеют более высокий пусковой ток и безопаснее большинства современных аккумуляторов.
- Кальцевые аккумуляторы. Сурьма в таких АКБ заменена на кальций. Они обладают более высокой емкостью, имеют большой ток запуска и низкий процент саморазряда (в 6 раз ниже в сравнении с обычными аккумуляторами). Из минусов можно выделить неустойчивость к глубоким разрядам и цену.
- Гибридные аккумуляторы. Это нечто среднее между сурьмянистыми и кальциевыми. Одна пластина в таких батареях сделана с добавлением сурьмы, а другая с кальцием. Такие батареи обладают достоинствами и недостатками обеих технологий.
Подготовила Виктория ЯКИМОВА
Фото Александра ПОБАТА