Стиль жизни

Эстрада – всё? Члены жюри детского музыкального конкурса «Витебск-2021» поразмышляли о судьбе поп-музыки

Международный конкурс исполнителей эстрадной песни и детский музыкальный конкурс считаются главной интригой фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске». Эти творческие состязания часто дают путевку в жизнь молодым талантам.

Система, которая работает

«Культурным кодом для всего постсоветского пространства и стран Европы» назвал детский конкурс заслуженный работник культуры России, композитор Виталий Осошник. Он заметил, что телевизионные конкурсы проходят в формате шоу, Витебск же предлагает юным исполнителям участвовать в первую очередь в вокальных состязаниях. Забота о том, чтобы картинка, которую видит зритель, была яркой и зрелищной, ложится на плечи организаторов. Световое оформление сцены, танцевальные номера, текстовая подводка к выступлению – все это делается силами творческой команды фестиваля и витебских хореографических коллективов.

Подход к конкурсу в первую очередь как к состязанию, а не как к шоу, поднимает и планку мастерства для исполнителей. Ежегодно в Витебске со всего мира собираются мальчишки и девчонки с выдающимися вокальными данными. Некоторые зрители считают детский конкурс даже более интересным, чем взрослый.

Очень часто победителями становятся ребята из Беларуси. Например, в минувшем году Гран-при завоевала белоруска Ангелина Ломако, в 2021 наш земляк Константин Мазуркевич получил 1 премию фестиваля, среди лауреатов 2 и 3 премии – россиянка Ксения Канн, украинка Даниелла, Шохруххон Халимхонов из Узбекистана… На первый взгляд может показаться, что свою роль играет место рождения юных артистов, мол, страны бывшего СССР делят победу между «своими», но члены жюри увидели закономерность в другом.

– Когда-то в Советском Союзе была очень хорошая образовательная система, – заметил Виталий Осошник. – Школы искусств, музыкальные школы, самодеятельные детские творческие коллективы были очень мощными формированиями, поддерживаемыми государством. И эти традиции удалось сохранить в Беларуси, России, Украине, Узбекистане. Дети, которые занимаются в этих странах музыкой, общаются с очень серьезными профессиональными педагогами, которые бесплатно, за государственную зарплату, помогают развиваться в творчестве. Эти традиции Беларусь в полной мере сохранила до сих пор. Именно поэтому белорусские ребята побеждают во многих конкурсах, достойно представляют свою страну, например, на Евровидении, всегда имеют очень качественный серьезный материал для развития.

Детский музыкальный конкурс, равно как и конкурс молодых исполнителей, тоже проходит в два этапа. У самых юных вокалистов есть возможность показать себя, исполнив песню на родном языке, а также мировой хит.

Члены жюри, среди которых немало известных исполнителей, отметили, что родная речь и иностранный язык совсем по-иному передают манеру исполнения. И очень часто тот, кто успешен в исполнении произведений на своем языке, теряется среди конкурентов, пытаясь петь на чужом. Бывает и наоборот.

– И в то же время подобные конкурсы позволяют перенимать друг у друга определенные приемы, присущие национальным школам, – заметила заслуженная артистка Республики Беларуси, певица Ирина Дорофеева. – Артист берет лучшее из самых разных традиций, пропускает этот опыт через себя. Опыт трансформируется и помогает певцу самовыразиться уже совсем на ином уровне. Но в детском конкурсе, я думаю, главное – исполнение песни на родном языке. Там переплетается все: детская искренность, непосредственность, любовь к своей стране…

Петь или не петь?

Речь шла и о репертуаре юных певцов. Стоит ли детям исполнять «взрослые» песни? Члены Международного жюри были практически едины во мнении: во время конкурсных выступлений этого года не возникало чувства, что репертуар стоило бы скорректировать в сторону большей «детскости». Хотя иногда такое случается.

Виталий Осошник, композитор, который много работает для детей, заметил: понятие «детская песня» стало очень размытым. И те произведения, которые сегодня причисляют к детскому репертуару, изначально исполняли взрослые певцы. Так, например, «Солнечный круг» впервые спел Иосиф Кобзон, «С чего начинается родина» – Марк Бернес. Все чаще звучит в детском исполнении «Арлекино» – песня, которую старшее поколение связывает с именем Аллы Пугачевой, а на детском радио крутят хит певицы Натали «Морская черепашка» популярный в 90-е годы у молодежи.

– Сегодняшние дети психологически более грамотные и очень сложноорганизованные, – заметил композитор. – И сравнивать наше детство и детство сегодняшних ребят совершенно невозможно, они живут в абсолютно иных социальных и политических условиях. Поэтому если ребенок имеет физиологические возможности воспроизвести звуком сложное взрослое произведение и психологически понять тот текст, который он доносит до слушателя, то, на мой взгляд, запрещать петь ему «взрослую» песню нельзя. Если он будет делать это совсем плохо, наставнику стоит на это указать и предложить поменять репертуар. Ну если он это делает хорошо, надо дать ребенку «зеленый свет».

Эстрада умирает?

Члены Международного жюри поразмышляли, есть ли будущее у национальной эстрады или процессы глобализации безнадежно тормозят ее развитие. А может, лучшие хиты уже написаны?

Взгляды на этот вопрос у них разделились.

– В Сербии немало национальной музыки, но я недоволен ее качеством, – поделился мнением председатель жюри, заслуженный артист Сербии, певец Филипп Жмахер. – На мой взгляд, и в мире музыка находится в творческом кризисе. У меня есть мнение, что это происходит практически везде.

Категорически не согласился с маэстро оперный певец из Северной Македонии Нико Горгиевски. По его мнению, развитию национальной музыки поспособствовал … карантин.

– Люди в музыкальном мире стали очень «голодны» до работы и сейчас они хотят творить, – заметил он. – Я просто в шоке от того, что было написано за последние два года. Ранее я начал даже терять надежду на то, что у нас могла бы появиться хорошая музыка, ведь на наше маленькое государство очень легко влияет глобальная культура. Но молодые музыканты превзошли себя. Хотите в этом убедиться? Введите в интернете запрос: «современная македонская музыка».

«Разумный баланс национальной и англоязычной музыки» в своей стране отметил Виталий Осошник. В России есть много самых разных радиостанций. Одни работают по западной франшизе и предлагают слушателям англоязычные композиции, но есть и другие, которые работают только с русским языком: пропагандируют только русских музыкантов или русскоязычный репертуар. По его мнению, это соотношение нельзя трактовать в пользу первых.

– Я горжусь современными молодыми музыкантами, – сказал композитор. – Молодые эстрадные исполнители – очень талантливые люди, имеющие огромный творческий потенциал. Если всех поддержать, то современная музыка будет иметь гигантские перспективы для развития.  – «Славянский базар», – заметил он, – и есть площадка для развития авангарда современной молодежной музыки. Кроме того, звучит здесь и классика эстрады, произведения аксакалов популярной музыки.

Напоминаем, в этом году награды и призы Международного детского музыкального конкурса распределили таким образом:

Гран-при международного жюри получил Комнен Вукович из Черногории. Обладателем I премии конкурса стал белорус Константин Мазуркевич. Вторую премию разделили Ксения Канн (Россия) и Элизабет Захариева (Болгария). Лауреатами III премии названы Даниела (Украина) и Шохруххон Халимхонов (Узбекистан). Конкурсанты из России и Беларуси отмечены дипломами Парламентского собрания Союза Беларуси и России.

Виктория ДАШКЕВИЧ

Фото автора